The National Interest: Почему Украина не получит американские ракетные комплексы
Автор The National Interest Марк Эпископос в своей статье констатирует, что американская летальная помощь носит символический характер, а также предлагает Украине переходить на более современные вооружения.
Украина и поддерживаемые Россией сепаратистские силы Донецка и Луганска по-прежнему пребывают в состоянии войны, которая с 2014 г. унесла около 13 тыс. жизней украинцев и еще два с лишним миллиона заставила переехать.
Вооруженные силы Украины вступили в конфликт на Донбассе, будучи ослабленными. По словам украинского генерала Виктора Муженко, "армия была буквально развалена". Киев столкнулся с двумя основными проблемами: в 1990-х и 2000-х гг. Украина продала или сняла с эксплуатации большую часть своего внушительного, но устаревшего советского военного наследия; а украинская армия была плохо подготовлена, страдала от повсеместной коррупции и низкого боевого духа.
С помощью военных советников из США и НАТО за последние несколько лет Украина добилась значительных успехов в решении последней проблемы, и хотя многое еще предстоит сделать, украинская армия постепенно начинает походить на централизованную профессиональную боевую силу.
Чего нельзя сказать о сложностях на пути Украины к модернизации военной техники. Конгресс к настоящему времени одобрил два пакета летальной военной помощи Украине, и украинский президент Владимир Зеленский, как ожидается, запросит дополнительную военную помощь на предстоящей встрече с президентом Дональдом Трампом.
Что нужно Украине, о чем она просит и чего добилась на сегодняшний день?
Огромные суммы и громкие новостные заголовки не соответствуют абсолютно тревожной реальной ситуации: военная помощь США Украине была стратегически и даже тактически несущественной.
Большая часть совершенных поставок военной помощи - это стрелковое оружие, средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и разного рода личное снаряжение вроде очков ночного видения. Все они сами по себе важны, но их недостаточно, чтобы гарантировать успешное возвращение Украиной оккупированных сепаратистами районов Донбасса; не говоря уже об отражении гипотетической российской военной интервенции в регионы к западу от Донбасса. Эксперты сходятся во мнении, что основная часть предыдущего пакета летальной военной помощи на сумму $250 млн и противотанковые ракеты Javelin - по большей части символичны в связи с дефицитом тяжелой бронетехники у сепаратистских сил Донецка и Луганска. Намерение Конгресса предоставить Украине портативные ракетные пусковые установки класса "земля-воздух" еще более символично: у сепаратистов нет истребителей, а российские военно-воздушные силы не могут проводить военные операции в воздушном пространстве над Донбассом, не спровоцировав международный кризис, что увеличило бы шанс прямого вмешательства Запада.
Оборонные отношения между Вашингтоном и Киевом крайне запутаны и в чем-то напоминают "Уловку-22" (роман Джозефа Хеллера. - "ДС"): если цель предоставления Соединенными Штатами летальной помощи - изменить баланс сил на Донбассе или подготовить Украину к самостоятельному отражению военной интервенции России, тогда потребуются гораздо более радикальные действия. Однако такие действия приведут лишь к обострению эскалации со стороны России и, таким образом, негативно скажутся на безопасности Украины. Именно по этой причине Украина вряд ли получит стратегически значимую военную помощь, такую как ракетные комплексы Patriot, которые Киев пытался приобрести в прошлом году.
Тем не менее есть ряд прагматичных реформ в оборонной сфере, которые украинская армия может провести в ближайшем будущем, чтобы укрепить свои позиции в войне на Донбассе. Танки, такие как украинские Т-84 и Т-80, слишком громоздки для ведения боевых действий в городских условиях, однако имеется рациональное обоснование для замены раздутого устаревшего украинского парка из более чем 800 БМП-2 на меньшее количество модернизированных тяжелых боевых машин пехоты. По имеющимся сведениям, Украина предпринимает шаги в этом направлении. Речь о новых БМП-1УМД, модернизированной советской БМП-1, с цифровым управлением, двигателем немецкого производства и обновленным комплектом вооружений. Кроме того, более мощная сеть противобатарейных радаров и современных транспортных средств могли бы снизить негативные последствия атак артиллерии сепаратистов.
А будущие пакеты летальной военной помощи отражали бы более реалистичное видение оборонных нужд Украины, если бы основывались на такого рода практических проблемах, а не на нишевых ракетных пусковых установках, которые, возможно, никогда не придется использовать в бою.