Стравить пар до выборов. Главного соперника Лукашенко взяли в оборот
Выборы по-белорусски выглядят именно так. Из 15 человек, которые заявили о своем желании побороться за пост президента, трое уже сняли свои кандидатуры, а два самых высокорейтинговых претендента - за решеткой в СИЗО КГБ и с "тяжелыми" уголовными делами.
Две недели назад был арестован Сергей Тихановский - тот самый видеоблогер, который сумел поднять на политический протест (впервые) белорусскую глубинку, многочисленные мелкие городки и крупные областные центры. Сейчас борьбу пытается продолжать его жена Светлана - кандидатом в президенты зарегистрирована именно она. Но и она уже в отчаянии из-за многочисленных угроз и арестов близких людей.
На минувшей же неделе власть расправилась с самым высокорейтинговым кандидатом, "представителем истеблишмента", экс-главой Белгазпромбанка Виктором Бабарико. "Главным героем" борьбы с ним стал Иван Тертель, глава Комитета государственного контроля (КГК), буквально неделю назад переведенный на эту должность из белорусского КГБ. В четверг, комментируя задержание претендента в кандидаты на пост президента и экс-банкира Виктора Бабарико, Тертель заявил о неких "кукловодах", стоящих за его деятельностью.
"Представляется, что Бабарико пытается поиграть в благородство. Мы в свою очередь знаем, что кукловоды, стоящие за его деятельностью, опасаются, что наши действия приведут к получению данных и подтверждению их причастности к этой противоправной деятельности. Такими лицами являются, мы знаем, большие начальники в "Газпроме", а может быть, и выше", - сказал Иван Тертель в своем выступлении по белорусскому госТВ.
Тертель заявил, что дела возбуждены по шести статьям Уголовного кодекса: ст. 243 (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов), ст. 235 (Легализация ("отмывание") средств, полученных преступным путем), ст. 210 (Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), ст. 209 (Мошенничество), ст. 430 (Получение взятки), ст. 431 (Дача взятки). Всего по "делу Бабарико" уже задержаны около 20 человек, и задержания продолжаются.
Сам Виктор Бабарико и его сын Эдуард (руководитель его избирательного штаба) пропали утром 18 июня, когда отправились в Центризбирком, чтоб отвезти очередную партию подписей. (В Беларуси, чтобы быть зарегистрированным кандидатом в президенты, нужно собрать 100 тыс. подписей граждан страны.)
Вскоре выяснилось, что они находятся в СИЗО КГБ. А представители Комитета госконтроля заявили: Бабарико задержан, так как являлся непосредственным организатором противоправной деятельности, пытался воздействовать на свидетелей, скрыть следы ранее совершенных преступлений и буквально на днях снять крупную сумму денег с подконтрольных ему счетов. (Слова "подозревается" или им подобные в сообщении не прозвучали, так как были излишни: белорусские суды выносят 0,2% оправдательных пригоровов, так что если человек арестован - почти наверняка посадят.)
В свою очередь, сыну банкира Эдуарду Бабарико предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. Он руководит крупной белорусской краудфандинговой платформой, на которой в последние месяцы собирали деньги в поддержку жертв политических репрессий и для пострадавших от Covid-19 (которых официально в Беларуси нет).
Все началось с того, что Александр Лукашенко в одном из многочисленных публичных выступлений потребовал от правоохранителей "призвать к ответу зарвавшихся буржуев, которые хотят разрушить страну". И потребовал выяснить, "откуда у него (Виктора Бабарико) вообще вилла на Кипре и все эти деньги".
11 июня в головном офисе Белгазпромбанка, которым 20 лет руководил ныне главный соперник Лукашенко на выборах Виктор Бабарико, а также в аффилированных с ним фирмах "Кампари", "ПриватЛизинг" и страховой компании "Кентавр" прошли обыски.
Департамент финансовых расследований КГК привел туда более 50 своих офицеров, которые проверяли банк до поздней ночи - все финансовые операции пятого по величине банка Беларуси остановились на несколько дней. Еще около 150 человек были направлены в компании, связанные как с банком, так и с самим Бабарико.
12 июня в Могилеве был задержан координатор инициативной группы Виктора Бабарико по Могилевской области Владимир Дударев и член инициативной группы - глава Могилевского филиала Белгазпромбанка Сергей Кармызов. В тот же день глава КГК Иван Тертель сообщил, что задержаны 15 человек: топ-менеджеры Белгазпромбанка и бывшие сотрудники банка, ныне работающие в разных коммерческих структурах. Возбуждены два уголовных дела: по ст. 235 УК (Легализация средств, добытых преступным путем в особо крупном размере) и ст. 243 УК (Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере).
По ходу дела следователи изъяли более $4 млн, а также ценные бумаги на сумму свыше $500 тыс.
13 июня выяснилось, что в отношении задержанного Сергея Кармызова возбуждено уголовное дело, его обвиняют в хищении в особо крупном размере.
14 июня в итоговом выпуске новостей председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт рассказал, что полторы сотни картин общей стоимостью около $20 млн из коллекции Белгазпромбанка "приобщены к делу". На кадрах оперативной съемки можно было увидеть работы белорусских художников с мировым именем. Эти картины банк на протяжении ряда лет покупал на мировых аукционах и привозил в Минск, запустил же эту благотворительную программу лично глава "Газпрома" Алексей Миллер.
15 июня Нацбанк Белоруссии ввел в Белгазпромбанке временную администрацию, отстранив руководителей, назначенных "Газпромом". В ответ российские акционеры Белгазпромбанка - Газпромбанк и "Газпром" - заявили о нарушении закона Нацбанком Беларуси: "Эти действия совершены с грубым нарушением законодательства Республики Беларусь и Договора о Евразийском экономическом союзе и непосредственно затрагивают права и законные интересы российских акционеров ОАО "Белгазпромбанк", а также интересы клиентов и вкладчиков".
Виктор Бабарико с самого начала понимал, что его будут просто по определению воспринимать как "креатуру Газпрома", поэтому во всех своих многочисленных интервью и публичных выступлениях он тщательно подчеркивал, что является абсолютно независимым кандидатом, и никакие российские деньги за ним не стоят.
18 июня команда Бабарико сообщила, что счет в Беларусбанке, на котором хранятся деньги избирательного фонда претендента, заблокирован. "Арестованы расходные операции по счету. Документы, подтверждающие арест либо наличие иных оснований для ограничения распоряжения средствами избирательного фонда, предоставлены не были", - говорится в сообщении.
Также 18 апреля, когда стало известно об аресте Виктора Бабарико и возбуждении против него ряда уголовных дел, жители Минска вышли на акцию протеста. Они выстроились живой цепью вдоль центрального проспекта Независимости, а проезжающие машины сигналили в поддержку. Акция длилась более шести часов, власти ее не разгоняли и публично никого не задерживали (участников хватали потом, по одному, по дороге домой). Впрочем, в какой-то момент проспект просто перекрыли и отключили на нем освещение. Протест потерял смысл.
Уже 19 июня генеральный прокурор Белоруссии Александр Конюк заявил, что "преступные деяния" Бабарико сотоварищи якобы "создали реальную угрозу интересам национальной безопасности Беларуси". Из-за чего Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 2 и 3 ст.285 УК (Создание организованной преступной группировки).
"С учетом того, что преступные деяния совершались системно, на протяжении длительного времени, с использованием транснациональных противоправных схем, они создали реальную угрозу интересам национальной безопасности нашей страны как в финансовой, так и иных сферах, - подчеркнул белорусский генпрокурор. - Поэтому дальнейшее расследование данного уголовного дела поручено следственным подразделениям КГБ Беларуси".
Однако вечером 19 июня люди вновь начали выходить на улицы, требуя освободить Виктора Бабарико, - уже в разных городах Беларуси. Петиция с тем же требованием всего за несколько часов набрала 150 тыс. подписей. Однако, в отличие от четверга, в пятницу белорусская милиция уже начала активно "винтить" протестующих - были задержаны десятки человек. Иногда это перерастало в стычки с милицией, в Молодечно толпа даже смогла отбить задержанных. Однако в целом пока инициатива на стороне белорусских силовиков.
"Все это уже было - в 2001, в 2006, в 2010 годах. Исключением стал только 2015-й, когда всем все было вообще безразлично. А так каждые несколько лет, на президентских и на парламентских выборах, мы видим, как оппоненты Лукашенко пытаются собрать подписи честным образом, но им это не дают сделать, потом их поливает грязью госпропаганда и на них заводят уголовные дела. Немногочисленные протестующие выходят на улицы, получают дубинками по голове и отправляются в тюрьму, действующий президент триумфально переизбирается с цифрами в районе 80% проголосовавших за него (или назначает "под себя" состав парламента). Хотя никто особо и не скрывает, что голоса никто не считает, а цифру рисуют в ЦИК, - сказала "ДС" белорусский политолог Светлана Гречулина. - Алгоритм совершенно одинаковый каждый раз, только силовики учатся и с каждым разом действуют все эффективнее. В 2010-м власти опрометчиво допустили "вольницу" в ходе самой предвыборной кампании и вечером после голосования получили массовые выступления в центре Минска. Теперь действуют на упреждение: самые опасные кандидаты уже за решеткой, "пар" массовых протестов стравливают сейчас, чтобы на выборах был сам Лукашенко, пара-тройка неопасных кандидатов-"спойлеров" и совершенно апатичные избиратели".
Быстрое обострение ситуации вокруг Белгазпромбанка и лично Виктора Бабарико выглядело как "нагнетание" накануне личной встречи президентов РФ и РБ. 17 июня посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев сообщил журналистам, что Александр Лукашенко принял приглашение Владимира Путина поучаствовать в торжествах в честь 75-летия Победы в Москве. До этого было неясно - поедет Лукашенко на московский парад или нет. Слишком много за последние недели прозвучало из его уст обвинений, что Россия вмешивается в белорусские выборы, да и белорусская госпропаганда уверенно "оседлала" эту тему. После этого не поехать к "другу Путину" выглядело вполне логичным.
С другой стороны, электорат Лукашенко ценит как раз хорошие отношения с Россией, значит, надо ехать... А 19 июня в Минск приехал глава МИД РФ "грустная лошадка" Сергей Лавров - и сразу подписал договор о взаимном признании виз внутри Союзного государства Беларуси и России. Этот договор российская сторона подготовила еще четыре года назад, но белорусская сторона "мурыжила" и не подписывала.
Теперь Лукашенко предстоит личный разговор с Путиным. Исходя из прошлого опыта, можно предположить, что Александр Григорьевич в Москве послушно подпишет все "дорожные карты" по интеграции, получит снижение цены на газ и беспошлинную нефть, поддержку Кремля на предстоящих перевыборах. То есть отдаст очередной кусок суверенитета, получит продление своей власти еще на пять лет. Белорусы все это проходили уже не раз.