Бацька с тапком. Почему предвыборная кампания в Беларуси повторяет сценарий 2010 года

У Лукашенко остается прекрасная возможность победить на предстоящих президентских выборах, причем и без серьезных фальсификаций

Сергей Тихановский прикрепил к своему автомобилю тапок во время акции "Стоп, таракан!". Фото: ex-press.by

Начавшуюся в Беларуси президентскую кампанию местные журналисты уже прозвали "коронавыборы" (по аналогии с коронакризисом). А ее неофициальным символом стал домашний тапок - как самое эффективное средство борьбы с тараканами.

Агитация в турборежиме

8 мая белорусские парламентарии назначили президентские выборы в стране на 9 августа. Их результат станет известен не позднее 19 августа, если потребуется второй тур - он состоится не позднее 23 августа. И хотя на всех выборах, кроме самых первых, Александр Лукашенко "побеждал" с большим отрывом уже в первом туре, на этот раз выяснение того, кто теперь в стране президент, может затянуться до конца августа. Причем с непредсказуемым итогом.

Дело в том, что избирательная кампания с самого начала стартовала очень бурно. В Центризбирком подали заявки сразу 55 инициативных групп разных кандидатов, сквозь сито отбора прошли 15, что для Беларуси неожиданно много. Теперь эти инициативные группы собирают по 100 тыс. подписей за своих кандидатов. И многие наверняка соберут.

Нечто отдаленно подобное было в 2010 г., когда организаторы президентских выборов решили включить в избирательный бюллетень всех более-менее серьезно желавших участвовать. Тогда был поставлен рекорд для Беларуси: 10 кандидатов в президенты, семь из которых были после выборов арестованы, многие получили тюремные сроки. Сами выборы сопровождались массовыми беспорядками в центре Минска - люди протестовали против откровенных фальсификаций результатов. В итоге всех жестоко разогнали, более 700 человек было арестовано и отправлено под суд.

Следующие выборы - 2015 года - прошли в тишине и спокойствии, с идеальной организацией. Кроме самого Александра Григорьевича баллотировались "спарринг-партнер" (Сергей Гайдукевич), "шут гороховый" (глава белорусских казаков Николай Улахович) и "умеренный оппозиционер" (Татьяна Короткевич). Тогда все впервые обошлось без насилия на улицах, и с Лукашенко через полгода сняли часть европейских санкций. Однако теперь ситуация другая. Расклад куда более похож на 2010 год, только соперники куда более серьезные и мотивированные. А избиратели - на взводе из-за эпидемии, ее замалчивания властью, самой высокой заболеваемости в регионе и тотального вранья.

Сбор подписей будет идти до 19 июня, еще 20 дней будут проверяться подписные листы, и только к 14 июля ЦИК на специальном заседании определит имена кандидатов в президенты - тех, кто будет включен в избирательные бюллетени. Получается, избирательная кампания стартует лишь 15 июля, а досрочное голосование начнется уже 4 августа. То есть на предвыборную агитацию - меньше месяца, а заявившие о своих амбициях оппоненты Лукашенко - люди малоизвестные "глубинному народу" Беларуси.

Кроме того, оппозиция не перестает упоминать и о возможности фальсификаций - их на белорусских выборах считают обычным делом. К тому же власть сейчас сама дает основания для таких подозрений. Уже сформированы 153 территориальные избирательные комиссии. В них вошло почти 2 тыс. человек, но всего двое из них представляют оппозиционные партии. А глава ЦИК Лидия Ермошина заявила, что из-за сложной ситуации с COVID-19 наблюдателей на участки для голосования допускать вообще не будут. Это притом что сам Лукашенко многократно заверял народ, что коронавирус - просто "психоз" и от него никто не умирает.

15 человек на место

Однако впервые на этих выборах государственной системе противостоят действительно сильные и мотивированные соперники. Самым "народным" можно назвать очень популярного YouTube-блогера Сергея Тихановского, автора канала "Страна для жизни". Этого 41-летнего жителя Гомеля в последнее время много раз арестовывали, и именно поэтому он не смог подать заявку на регистрацию своей инициативной группы. Однако неожиданно заявку от своего имени подала его жена - Светлана Тихановская - и ее зарегистрировали. Более того, самого блогера выпустили из СИЗО до окончания срока административного ареста.

Теперь ситуация напоминает веселый абсурд: по стране колесит, собирая везде толпы народа, "кандидат в кандидаты" Светлана Тихановская, однако люди приходят посмотреть и послушать ее мужа Сергея.

Если Сергей Тихановский успешно играет с традиционным электоратом самого Лукашенко (провинциалы, бюджетники, рабочие, люди с низкими доходами), то бизнесмены, интеллигенция и разные "лидеры общественного мнения" получили сразу двух "своих" кандидатов. Первый, неожиданно самый сильный, - бывший председатель правления БелГазпромБанка 57-летний Виктор Бабарико. В его инициативной группе более 9 тыс. человек - она самая большая по численности среди всех претендентов за исключением самого Лукашенко (11 тыс.).

Бабарико подал в отставку прямо в день начала своей президентской кампании. Белорусской элите он хорошо известен не только как успешный банкир, но и как жесткий критик правительства и лично Лукашенко. Который прежде обладал определенным иммунитетом от преследования только потому, что был главой банка, принадлежащего российскому "Газпрому".

Сам Виктор Бабарико называет себя "пробелорусским кандидатом". Однако в многочисленных интервью заявляет, что без тесного союза с Россией будущего у Беларуси нет, а большинство граждан с одобрением воспримет слияние двух стран. Из-за этого Бабарико многими воспринимается как откровенно пророссийский кандидат, что не мешает ему с большим отрывом лидировать в интернет-опросах.

На том же поле играет еще один "кандидат от буржуазии": 55 летний Валерий Цепкало. Необычный по белорусским меркам управленец, в 29 лет стал замминистра иностранных дел, позже был послом Беларуси в США. Далее, в 2005-м, создал и возглавил белорусский Парк высоких технологий (офшорная зона для IT-компаний), который показал необычайно высокую эффективность. В 2017-м неожиданно впал в президентскую немилость и был отправлен в отставку. После чего уехал в Узбекистан, где реализовал подобный проект. Считается прозападным, проамериканским кандидатом.

В числе 15 политиков, чьи инициативные группы были зарегистрированы, оказался также глава белорусских либерал-демократов Олег Гайдукевич. Его отец Сергей Гайдукевич много раз выдвигался в президенты и считался традиционным "спарринг-партнером" Лукашенко. Однако через несколько дней после выдвижения Олег Гайдукевич неожиданно заявил, что "не хочет быть проституткой", что все кандидаты ведут страну к развалу, снял свою кандидатуру, а собранные 30 тыс. подписей передал в пользу Лукашенко (хотя белорусское законодательство такого не предусматривает).

"Никто не понял, демарш Гайдукевича-младшего - что это было? Но понятно, что избирательная кампания идет совсем не так, как представляла себе Администрация президента, - сказал "ДС" белорусский политолог Виктор Демидов. - Есть сильные кандидаты, с деньгами и авторитетом. Есть расшатанная вертикаль власти, которая не готова связываться с многолетними оппозиционерами, но которая охотно сплотится вокруг действительно эффективного менеджера, говорящего с ней на одном языке - такого, как Цепкало или Бабарико. И если в избиркомах будут видеть, что Лукашенко на этих выборах набирает не более 40-50%, то обычные 85% ему рисовать уже просто не станут".

"Сожрите друг друга"

А пока приближаются выборы и ситуация становится все менее определенной для бессменного главы Беларуси, Александр Лукашенко делает одно за другим все более резкие заявления. 22 мая, посещая "ОКБ ТСП" - белорусского разработчика ракет, он заявил, что Россия отказалась вести совместные с Беларусью разработки ракетного вооружения и предоставить полигон для испытания белорусской ракеты.

"Не надо перед россиянами становиться на колени. Это сигнал, если наш ближайший союзник мало того, что не согласился с нами ракету сделать, а полигон не предоставляет... Слушайте, это вопрос, - сказал Лукашенко. - Нам нужна своя ракета. Мы не можем по оружию зависеть от других стран. Никто нам это оружие просто так не даст. Это нам еще повезло договориться с китайцами, им надо поклониться за это. Но дальше зависимости этой быть не должно. ...Межконтинентальные баллистические ракеты с ядерным оружием нам нет смысла разрабатывать. Мы и не можем этого делать. Мы должны ориентироваться на то, что возможно. Поэтому мы создаем соответствующие ракетные производства".

Все без исключения, с кем доводится в Беларуси обсуждать тему выборов, отмечают, что они с самого начала психологически воспринимаются не так, как все предыдущие. Отличительная особенность этой кампании - почти полное отсутствие страха. Пока деканы факультетов и директора заводов по привычке гонят подчиненных ставить подписи за действующего президента, люди выстраиваются в очереди, чтобы поставить подписи за альтернативных кандидатов, сами ищут пикеты инициативных групп, приезжают с паспортами издалека, только чтобы поставить подпись.

Судя по всему, в отличие от 2015 г., в эту электоральную кампанию у власти не будет проблем с явкой избирателей на участки для голосования. Вот только бацьку это совсем не обрадует. Даже со скидкой на предполагаемую фальсификацию результатов голосования - они могут оказаться очень неожиданными.

Впрочем, даже в такой ситуации у Лукашенко остается прекрасная возможность победить, причем и без серьезных фальсификаций. Достаточно вновь, как и в 2010-м, допустить к выборам максимальное количество оппонентов. А они уже сами благополучно раздерибанят между собой голоса протестного электората. Вероятность объединения белорусской оппозиции вокруг единого лидера, как показал опыт последних 25 лет, - нулевая.