Балтию в обмен на курдов. Почему турецкий шантаж НАТО выгоден Украине

Реджеп Тайип Эрдоган выбрал крайне удачный момент для шантажа союзников, потому как Альянс сталкивается с серьезными вызовами
Турция объявила о возобновлении своей военной операции "Мирная весна" на северо-востоке Сирии. Фото: Getty Images

Анкара 26 ноября объявила о возобновлении своей военной операции "Мирная весна" на северо-востоке Сирии, направленной на подавление местных курдов и создание полноценной буферной зоны, куда из Турции переселят сирийских беженцев. Правда, по сути же операция, стартовавшая 9 октября и официально приостановленная 23 октября, и не прекращалась вовсе. Просто о самой операции перестали говорить в Анкаре, однако в медиа время от времени поступала информация о столкновениях, в том числе и о атаках курдов на российские бронемашины, осуществляющие с Турцией совместное патрулирование, после того как Штаты вывели большую часть сил. Почему же Турция снова заговорила о "Мирной весне"? По одной простой причине: операция является информационным сопровождением деятельности турецких дипломатов в Организации Североатлантического договора (НАТО) накануне юбилейного - 70-го - саммита Альянса, который пройдет в Лондоне 3-4 декабря.

И деятельность эта, как рассказали так же 26 ноября четыре источника Reuters в НАТО, по своей сути - шантаж союзников. Турция требует от Альянса политической поддержки борьбы с курдскими Отрядами народной самообороны (YPG) и признания террористами боевого крыла партии Демократический союз (PYD). Для пущей убедительности Анкара назвала YPG ответственной за теракт в сирийском Расулайне, где, по последним данным, погибли 17 и были ранены 20 человек. Но главным инструментом давления на НАТО стало блокирование Турцией плана по отражению вероятной атаки России на страны Балтии и Польшу, который был разработан после аннексии Крыма и ожидает утверждения всеми 29-ю странами - членами Альянса. По словам собеседников Reuters, блокировать план Турция принялась еще до начала "Мирной весны", но вопрос вновь актуализировался именно из-за саммита в Лондоне.

По факту турки предлагают союзникам в Североатлантическом Альянсе разменять Балтию и Польшу на курдов, забыть о них, как это уже сделали в Белом доме. И мало того, Турция ценой за разблокирование плана обороны ставит еще и финансирование союзниками и партнерами собственно переселения сирийских беженцев в пресловутую буферную зону, откуда выселяют ныне курдов. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган во время поездки в Катар 25 ноября сообщил, что предложит на саммите НАТО организовать международную конференцию спонсоров строительства жилья для беженцев. А чтобы обеспечить таковым 1 млн сирийцев, как услужливо проинформировали в Анкаре, потребуется по меньшей мере $27 млрд. Тянуть эту лямку турки не желают и хотят, чтобы заключительный этап их сирийского плана оплатили другие страны. Эрдоган добавил, что обсудил эту идею с президентом США Дональдом Трампом, а также с лидером РФ Владимиром Путиным и эмиром Катара Тамимо аль-Тани. Путин пока не отзывался, но в Дохе идею сочли привлекательной и готовы поучаствовать.

Выбирайте

В действительности же за этим шантажом Турцией НАТО видится принуждение Альянса формализировать - объявить во всеуслышание о том, что давно является фундаментом НАТО, но об этом не принято распространяться - как и во всем мире, в НАТО придерживаются норм realpolitik. Ценности и идеология - это прекрасно, но базисом все же является прагматизм и трезвый расчет. Эрдоган, добиваясь собственных целей, как бы говорит НАТО, что ему пора бы стать честнее с собой и миром: "Вам же нужен северо-восточный фланг? Так чего изображать озабоченность и не махнуть рукой на Сирию, как это уже сделали Соединенные Штаты? Или вы безопасность своих кордонов ставите ниже неписанных обязательств перед курдами?".

И это не все. То, что Анкара именно так ставит вопрос, точнее, предлагает торг с такими товарами на полках, также демонстрирует ее готовность согласиться на усиление группировки НАТО на восточных рубежах, включая Черное море. И, как бы цинично это ни прозвучало (но realpolitik же), однако предлагаемый Турцией размен на руку Украине. В особенности с учетом текущей общей тенденции по формированию под эгидой США своего рода Черноморского союза, что все четче прослеживается, исходя и из доклада корпорации RAND для Европейского командования ВС США, и переговоров Трампа с лидерами Болгарии и Румынии.

В связи с чем возникает вопрос: какой выбор все же сделает Альянс и отдельные его влиятельные члены? Несмотря на определенные размолвки, доходящие порой до конфликта, по крайней мере публично, есть основания полагать, что Анкара своего добьется.

К примеру, взять позицию Соединенных Штатов, играющих ключевую роль в НАТО. Бывший командующий силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес в интервью "ДС" отметил, что Западу следует помочь "снова найти общий язык с Турцией": "Очень контропродуктивно лупить по Турции, как это делают США и Западная Европа. Я не защищаю действия Турции и думаю, что США сделали ошибку, так быстро и в такой манере выведя войска из Сирии. Но это не отменяет того факта, что Турция является членом НАТО с 1952 г. Она нужна нам для сдерживания не только России в Черном море, но и Ирана. Посмотрите на карту. Турция - угол, объединяющий наш восточный фланг с южным. Это критично для Альянса".

И как бы ни сыпал угрозами в адрес Турции сам Трамп, в Белом доме придерживаются того же мнения. Угрозы-то по своей сути звучали лишь для отвода глаз, ведь Трамп распорядился вывести силы из Сирии? Распорядился. И после этого Анкара начала операцию "Мирная весна". А к визиту Эрдогана в Вашингтон по просьбе Белого дома сенатор-республиканец Линдси Грэм заблокировал резолюцию о признании геноцида армян Османской империей, что является серьезным раздражителем для Турции.

Да и сам визит прошел не на повышенных тонах. Т. е. формально Вашингтон не в восторге от использования Турцией российских систем ПВО С-400, но лишь формально, потому как Эрдоган увез из США перспективу заключения соглашения на покупку американских Patriot. Политика самоизоляции Трампа поставила его в невыгодное положение. Но не до конца оно невыгодное. Определенную пользу Вашингтон от поставок С-400 в Турции все же может получить. Переговоры относительно С-400 будут проходить в двухстороннем порядке, без надзора НАТО, между США и Турцией. Российские ЗРК, как заверили в Анкаре, в систему безопасности Альянса интегрированы не будут, а будут для внутреннего (турецкого) пользования. И пользование это выразилось, среди прочего, в стартовавших 26 ноября испытаниях С-400 над Анкарой в отношении американских F-16 Fighting Falcon. Смахивает на "зраду". Однако общий контекст американо-турецких взаимоотношений, включая весьма слабую критику учений со стороны госсекретаря Майка Помпео, дает основания предполагать, что использование "Триумфов" против F-16 больше на руку американцам, нежели россиянам, поскольку турки вполне могут поделиться полученными данными о работе российских ЗРК с Штатами.

Турки - союзники, да

Помимо США отношениями дорожат и в самой Организации Североатлантического договора, и в Европе. Так, генсек НАТО Йенс Столтенберг в опубликованном 21 ноября интервью французской газете Le Figaro отметил: "Все союзники подвергли критике операцию, но никто не поставил под сомнение место Турции в НАТО". При этом также дал оценку, созвучную с мнение Ходжеса относительно важности стратегического положения Турции. "Турция, единственная страна в НАТО на границе с Сирией и Ираком", - сказал Столтенберг.

Примечательно, что днем ранее появилось интервью министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса порталу Delfi, в котором глава дипломатии Германии, у которой есть своя непростая история взаимоотношений с Эрдоганом, подчеркнул, что "в наших интересах, чтобы Турция, которая также является ключевым партнером в НАТО, не отошла от Европы".

Поэтому к саммиту в Лондоне, скорее всего, будет достигнут определенный консенсус относительно курдов и Балтии, а его очертания будут закреплены непосредственно во время мероприятия, когда Эрдоган обсудит Сирию с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, премьером Великобритании Борисом Джонсоном и французским президентом Эмманюэлем Макроном. И, к слову, заявления Столтенберга и Мааса о Турции и о необходимости укрепления НАТО, заметим, также своевременны и звучат в пику резко негативным высказываниям Макрона, диагностировавшего у Альянса "смерть мозга". Что, по слухам, даже вызвало спор между ним и канцлером ФРГ Анегелой Меркель, партнером по формированию новой Европы, где роль и влияние США будут заметно слабее.

Макрон качает лодку

Неизвестно пока, какую позицию лично Макрон займет касательно предложения Анкары, но очевидно, что Эрдоган выбрал крайне удачный момент для шантажа союзников. Потому как Альянс сталкивается с серьезными вызовами. Причем изнутри. Лодку-то раскачивает уже не столько Трамп, заметно притихший. Тем более что союзники близки к соглашению об увеличении расходов на оборону и НАТО, чего президент США требует уже давно. Трое дипломатов рассказали Reuters, что речь идет о $2,5 млрд на содержание штаб-квартиры Альянса, обеспечение международных миссий и т. п. Сумма небольшая в сравнении с военными бюджетами стран-участниц, но, как признаются дипломаты, является скорее политическим жестом с целью задобрить Вашингтон, ведь "без американцев нет Альянса". Кроме того, изменится и сам механизм расходов на оборону, который, признаются собеседники агентства, станет более сложным. В результате вклад Штатов в бюджет НАТО в 2021 г. может сократиться с 22 до 16%, а Германия выйдет на один уровень с американцами.

Париж, как сообщается, против предложенного механизма. Мол, мы и так много делаем. Что и понятно, учитывая амбиции и усилия Макрона по созданию своего собственного, европейского НАТО. Правда готовность уравняться с США доселе активно сопротивлявшегося Берлина и вероятный спор Меркель с Макроном, похоже, лидер Пятой Республики на предстоящий саммит отправится без 100-процентной поддержки совместных начинания со стороны главы немецкого правительства.

С другой стороны, констатировать завершение партнерства Меркель и Макрона в переформатировании Европы не стоит. В том числе и касаемо ослабления влияния США на безопасность ЕС в рамках НАТО. По той простой причине, что Берлин и Париж, опять-таки по данным дипломатов-источников Reuters, протолкнули инициативу по созданию своего рода группы варягов, которые займутся реформированием Альянса. Группа будет немногочисленной и, по задумке, в нее войдут патриархи политики и носители радикальных идей, которые к следующему саммиту представят наметки реформ, направленных на самом деле на снижение веса США в блоке. Так что не исключено, что франко-германская стратегия по изменению баланса сил не канула в лету, а претерпевает трансформацию в сторону построения сугубого европейского единого фронта в обновленном НАТО. И с молчаливым согласием 45-го президента США, неустанно продвигающего концепцию изоляционизма. Что же касается Турции, то даже с постепенным снижением влияния США на НАТО на данный момент не лишает актуальности ее предложения обменять Балтию на курдов, поскольку вопрос безопасности на восточном фланге будет по-прежнему острым не в последнюю очередь благодаря странам Балтии и Польши, которые исправно расходуют 2+% ВВП на оборону. Несмотря на явные реверансы немцев и французов перед Кремлем.