Вкусняшки, книги и невидимая Скалецкая. Как на самом деле живут украинцы в обсервации в Новых Санжарах

Эвакуированная из Уханя из-за эпидемии коронавируса украинка рассказала "ДС", что министра Скалецкую видела один раз издалека и не понимает ее роли в обсервации
Фото: facebook.com/moz.ukr

20 февраля Украина эвакуировала из Китая 45 украинцев и 27 иностранцев. Их поместили на 14-дневную обсервацию в санаторий Национальной гвардии в пгт Новые Санжары Полтавской области. Местные жители встретили эвакуированных агрессивно. Они устроили столкновения с полицией, забрасывали камнями и забрызгивали газом автобусы с людьми. В итоге полиция открыла два уголовных дела по ч. 1 ст. 294 (массовые беспорядки) и ч. 2 ст. 345 (угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа) УК Украины, а президент Владимир Зеленский заявил о политических провокациях. Спокойно ли сейчас в Новых Санжарах и как живется в обсервации, "ДС" узнала у одной из эвакуированных украинок. Свое имя она попросила не называть - украинцам, находящимся в обсервации, настоятельно не рекомендовали общаться с прессой.

- Почему журналистам так трудно встретиться и пообщаться с кем-то из эвакуированных? 

- Мы стараемся не давать публичных комментариев. Нас при эвакуации попросили поменьше контактировать со СМИ и дали на руки документы, в которых говорится, что общение с журналистами нежелательно. 

- (Улыбаюсь...) Вам есть что скрывать? Может плохие условия размещения?

- Нет, возможно, чтобы не поднимать панику. А условия в санатории довольно хорошие. Конечно, не "Хиллтон", но душ и туалет в номере, все благоустроено, чисто. Мы тут вообще как на курорте. Нам всего хватает - не успеваем проголодаться. Люди привозят продукты к воротам, выходить на улицу нам не разрешают, но видим из окон, что машины подвозят коробки с продуктами к воротам, потом из санатория выходят люди в спецодежде и все это забирают. Потом нам на завтрак, обед и ужин приносят вкусняшки. У нас все четко, по времени. Еду нам привозят на этаж и говорят - ребята, забирайте. Прямого контакта с персоналом санатория у нас нет.

- А между собой вы тоже общаетесь в медицинских масках?

- Когда выходим в коридор, например за едой, то надеваем маску, а в комнатах - снимаем. Но у нас тут постоянная дезинфекция, все протирается, дезинфицируется. Нам постоянно меряют температуру. Но пока все спокойно, все чувствуют себя хорошо. Мне нравится, что персонал и врачи в санатории не относятся к нам, как к больным, хотя меры предосторожности соблюдаются. Зона риска - 60+, а молодые люди в принципе справляются с этой болезнью. Это всего лишь вирус, не надо нагнетать панику. 

- Что вы думаете о панике, которая поднялась в Новых Санжарах, когда вас привезли?

- Конечно, это было довольно неприятно. Мы пытались как-то оградить иностранцев. В основном это граждане тех стран, которые не эвакуировали своих людей из Уханя, - Аргентина, Эквадор, Доминиканская Республика, Сальвадор, Коста-Рика, Черногория, Панама. Это было очень неловко: Украина хотела помочь и вот привезли в такое пекло. С другой стороны, наш народ тоже можно понять - они поддались панике, которая нагнеталась, в том числе по ТВ. Думали, что если автобус проедет, то весь поселок будет заражен. Ну ничего, мы уже отошли, с позитивом на все это посмотрели, успокоились, поддержали друг друга. Мы просто оказались заложниками ситуации. Моя мама, которая тоже очень за меня переживает и следит за ситуацией 24/7, стала свидетелем диалога местных жителей в Новых Санжарах, когда нас привезли. Один мужчина говорит другому: "Ото, привезли тих уханьців, не сиділося їм вдома, їздили по Китаях, слава богу моя дитина кілька днів тому з Італїї повернулася". Что тут скажешь - и смех, и грех. Коронавирус это проблема всего мира, а не только Китая. Беда не знает границ и наций, такое могло бы случиться, где угодно. 

- Вы общаетесь с иностранцами, какое впечатление на них произвели эти нападки?

- Когда нас расселяли, то мы помогали персоналу, который не говорит по-английски или по-испански, общаться с ними. А так, почти не общаемся: гулять мы не выходим, перебрасываемся общими фразами, когда выходим в коридор за едой. В основном это - как дела, как самочувствие. Тесно общаться нам нельзя по правилам карантина. После заселения мы общались с одним парнем из Эквадора, он сказал, что не обижается на "теплый" прием, который нам устроили. Сказал, что в его стране могло бы быть еще хуже - Эквадор отказался эвакуировать своих граждан. Украинское правительство подало ему руку помощи. Он сказал: "Мы все понимаем. Это было ожидаемо". Они адекватно воспринимают ситуацию, а так, насколько я знаю, все спокойно, еда им нравится, они целыми днями делают зарядку в комнатах, смотрят фильмы, занимаются саморазвитием. Многие из эвакуированных иностранцев - студенты или работали в Ухане. Также есть те, у которых супруги из Уханя, они приехали как раз на Новый год к своим семьям и застряли.

- Вам как-то помогает министр здравоохранения Зоряна Скалецкая?  Она 21 февраля заселилась в санаторий, чтобы "успокоить как тех, кто находится в Новых Санжарах, так и остальную часть страны".

- Мы лично не общались, к нам она не приходила, не успокаивала. Один раз ее видели. Мы знаем, что она здесь, но контакта у нас не было. Но другие медики приходят к нам постоянно, меряют температуру, берут анализы, спрашивают о самочувствии. 

- Что вы делаете целыми днями?

- Мы не скучаем, читаем книги, смотрим фильмы, учим иностранные языки и занимаемся саморазвитием. 

- Много ли украинцев осталось в Ухане? Почему они не захотели эвакуироваться?

 - В Ухане очень много университетов и предприятий, где можно трудоустроиться официально. Там живут и работают много украинцев, около 300 человек. Мы общались в своих группах в мессенджерах. Те, кто хотел эвакуироваться, подавали заявки в посольство, но это были далеко не все. Украинцы, которые остались, просто ждут пока закончится эпидемия. У каждого были свои причины, чтобы остаться. Например, у некоторых проблемы с визой, некоторые были только недавно дома и не хотят возвращаться. Но у меня там не было причин оставаться. Тем более, сейчас Китай ужесточил ограничения для жителей Уханя - на улицу вообще нельзя выйти, продукты заказывать только через интернет. Как долго это будет продолжаться - неизвестно. Кончаются деньги, надо платить за квартиру, не все компании выплачивают зарплату во время "простоя". В Китае по закону, если у тебя есть официальный контракт с работодателем, то ты обязан получать полную зарплату во время таких форс-мажорных ситуаций, как эпидемия, например. Но на практике это остается на усмотрение компании, по отношению к иностранцам все не так однозначно. А вот китайцы, которые сейчас работают, получают двойную зарплату. В этом они молодцы.

- Когда ситуация наладится, планируете возвращаться?

- Я работаю в шоу-бизнесе в Китае около шести лет. Это мой второй дом. В Украине, к сожалению, очень сложно реализоваться. Но пока в Ухань возвращаться не собираюсь.