Медиа на поводке. Зачем Зе-команда решила приравнять блогеров к телеканалам
1 июля комитет Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики рекомендовал парламенту принять в первом чтении доработанный законопроект "О медиа". Вокруг этого документа полыхают страсти уже не первый месяц: представители монобольшинства до хрипа в горле уверяют, что новый закон - это благо, журналисты же считают его злом.
Только за последнюю неделю появилось два открытых заявления от представители Национального союза журналистов Украины, Ассоциации медиа-юристов, шеф-редакторов интернет-изданий, телеведущих, блоггеров и представителей региональных СМИ, которые призывают депутатов не поддерживать законопроект. По их мнению, после принятия закона власть получит новые рычаги давления на независимые медиа и сможет ввести настоящую цензуру. Не в восторге от предложенного законопроекта и блогеры: опасения на счет того, что теперь по указке власти начнут закрывать неугодные Telegram-каналы, не озвучил только ленивый. "ДС" попробовала разобраться, насколько оправданы опасения журналистов и принесет ли закон "О медиа" новые проблемы для онлайн-СМИ.
Станет ли "Темный рыцарь" полноценным медиа
Одним из главных заданий, которое стояло перед авторами законопроекта, было урегулирование сферы онлайн-медиа. Однако стопроцентную ясность в регулирование блогосферы внести так и не удалось. С одной стороны, в документе дано довольно широкое определение онлайн-медиа, согласно которому этот статус может получить практически любой пользователь соцсетей, который регулярно публикует что-то на своей странице. Выкладываешь фото с акций протеста? Высказываешь свое мнение относительно "корабельных сосен" и "детей низкого качества"? Постишь котиков и смешные мемы? По мнению авторов закона, ты вполне можешь считаться онлайн-СМИ.
В то же время, в определении онлайн-медиа в законопроекте указано, что СМИ обязательно должно осуществлять редакционный контроль. Казалось бы, охрана-отмена, блогеры уже не СМИ. Ведь о каком редакционном контроле может идти речь в анонимном Telegram-канале? Однако определение снова довольно обширное. "Редакционный контроль - решающее влияние субъекта в сфере аудиовизуальных медиа, субъекта в сфере печатных медиа и/или субъекта в сфере онлайн-медиа на создание или подбор, организацию и распространение соответствующим субъектом массовой информации". Поскольку авторы блогов и Telegram-каналов все же имеют "решающее влияние" на свой же контент, при желании их тоже можно считать онлайн-СМИ.
Стоит ли бояться условному "Темному рыцарю"? Скорее всего, нет. Согласно новому законопроекту, Национальная рада телевидения и радиовещания имеет право обращаться к платформам (в том числе - иностранным) с требованиями блокировки страниц, которые нарушают законодательство. Однако решение о блокировке будет принимать сама платформа, а Facebook и Telegram подобные обращения чаще всего игнорируют.
Регистрация медиа: добровольно-принудительно
Еще один вопрос, который вызывал беспокойство медийщиков, - регистрация онлайн-медиа. В первом варианте законопроекта она была обязательной, однако позже эту норму убрали - в новом документе СМИ предлагают регистрироваться добровольно. Однако такая "добровольность" вызывает сомнение. Согласно законопроекту, зарегистрированные и незарегистрированные медиа несут одинаковую ответственность перед законом, а вот права у них разные. Если медиа решило не проходить регистрацию, его сотрудники не смогут пользоваться правовым статусом журналиста, в частности правом на аккредитацию, на посещение помещений субъектов властных полномочий, они не будут получать правовую защиту по уголовным правонарушениям против журналистов.
Кроме того, незарегистрированные медиа не могут претендовать на государственную поддержку и заключение договоров об освещении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В таких условиях, скорее всего, репортажей в стиле херсонских СМИ станет значительно больше.
Штрафы и аннулирование лицензий
Новый законопроект расширяет полномочия Нацсовета по ТБ и радио. Теперь наказывать за различные нарушения будут не только телеканалы и радиостанции, но и все СМИ. Кроме прописанных в законодательстве пунктов (к примеру, о дискриминации, разжигании религиозной вражды, унижении достоинства и т.д.), штраф можно будет схлопотать за размещение контента 18+ без соответствующей маркировки. Онлайн-медиа должны будут в обязательном порядке делать предупреждение в заголовке или же устанавливать специальные плагины, которые будут выводить на экран информационное окно, предупреждающее о возрастных ограничениях.
Также Нацсовет будет следить за правильным размещением рекламных материалов - в онлайн-СМИ они должны быть маркированы словом "реклама" или "на правах рекламы", а не их синонимами вроде "PR", "партнерский материал" и так далее. Кроме того, если законопроект примут, штрафы введут и за размещение политической джинсы в предвыборный период.
Если медиа уже получило от Нацсовета три штрафа за нарушения, то совет может подавать в суд и требовать блокировки или лишения СМИ лицензии.
Информационная война против государства-агрессора
Отдельно в законопроекте прописаны правила, которые должны защищать украинское медиа-пространство от влияния России. Документ запрещает медиа размещать любые материалы, которые популяризируют страну-агрессора, ее чиновников и Вооруженные силы. Не получится больше показывать парад в Москве и сопровождать его ностальгическими комментариями о "великой победе" или транслировать кремлевский концерт к какому-нибудь Дню милиции. Также запрещено транслировать заявления, оправдывающие вооруженную агрессию против Украины и оккупацию Крыма или же публичное их отрицание.
Нацсовет сможет следить, чтобы в эфир не выходили программы и материалы (кроме информационных и информационно-аналитических), среди участников которых есть лица из "черного списка" Минкульта. Таким образом, кино с Михаилом Пореченковым или Иваном Охлобыстиным тоже придется отложить на потом.
Законопроект запрещает российским гражданам владеть медиа в Украине, за исключением лиц, имеющих разрешение на временное или постоянное проживание в Украине. Кроме того, фирмы, зарегистрированные в России или же те, конечным бенефициаром, ключевым участником или владельцем существенной доли на любом уровне цепи владения корпоративными правами которых является гражданин или резидент государства-агрессора, тоже не смогут иметь свое медиа. Лицензию не получат также организации, которые получают любое финансирование из России - кредиты, займы, ссуды, инвестиции, вклады спонсоров, благотворительные взносы. Хотя наличие российских денег еще нужно будет доказать.
Впрочем, далеко не факт, что законопроект "О медиа" сможет стать полноправным законом. Монобольшинству в любом случае придется искать голоса для его принятия: фракция уже давно расколота, и далеко не все депутаты от "Слуги народа" согласятся поддержать документ. Удастся ли договориться с представителями других фракций - большой вопрос. ОПЗЖ, которые время от времени помогают зеленой команде с голосованиями, вряд ли поддержит такой "антироссийский" законопроект, "ЕС" после судов над Петром Порошенко тоже не будет спешить на помощь, "Батькивщина" и "Голос" могут "споткнуться" об общественное мнение, которое отнюдь не на стороне законопроекта. Судьба документа еще не решена, так что блогеры пока могут расслабиться.