Вилка для Зеленского. Почему дело Майдана обвалит рейтинг президента

Президент Зеленский попал в сложное положение из-за проблем со следствием по делам Майдана, и любой выбор главы государства сулит ему утрату поддержки части украинцев
Фото: УНИАН

"Вязкое" дело Майдана

Несколько дней назад адвокаты пострадавших на Майдане потребовали от главы государства созвать внеочередную сессию Верховной Рады для проведения голосования за поправку к законопроекту о Госбюро расследований, которая, по их мнению, позволила бы сохранить следствие по делам Майдана, которое оказалось в подвешенном состоянии из-за передачи дел от ГПУ к ГБР, которое произойдет 20 ноября.

"Требуем не передавать производство по делам Майдана в ГБР до принятия поправки, создания управления по Майдану в ГБР и перевода туда следователей из ГПУ", — говорится в заявлении, авторы которого убеждены, что в ином случае "дела Майдана просто будут переданы в руки Портнова". Что же имели в виду адвокаты и на каком этапе расследование находится сейчас?

По сути, за пять лет, прошедших со времени расстрела Небесной сотни, Генпрокуратура так и не расследовала убийства надлежащим образом. В затягивании расследования ранее обвиняли практически всех генпрокуроров, занимавших свои должности при президенте Порошенко. Не отстает в критике предшественников и их подчиненных и нынешний генпрокурор Руслан Рябошапка.

"Они (прокуратура. — "ДС") были заинтересованы в расследовании этих дел как можно дольше, чтобы защитить свою карьеру. Мы потратили 170 млн грн только на зарплату прокуроров в этих делах", — сказал Рябошапка и добавил, что прокуроры якобы хотели еще 20–25 лет расследовать эти дела.

Здесь важно напомнить, что 21 октября Рябошапка подписал приказ о создании департамента процессуального руководства в производствах о преступлениях, совершенных в связи с протестами 2013–2014 гг. При этом действующий генпрокурор тут же заверил, что не собирается хоронить все эти дела, в которых предшественники не достигли даже среднего звена тех, кто связан с этими убийствами, — например, замминистров.

Несмотря на оптимизм генпрокурора, директор Госбюро расследований Роман Труба успел пожаловаться, что расследование дел Майдана может временно остановиться, потому что в ведомстве не хватает следователей. Через две недели глава ведомства сделал более оптимистичное заявление, объявив о создании в ГБР спецподразделения, в которое "отобрали лучших, профессиональных следователей, которые будут эффективно работать над делами Майдана дальше". В унисон с ним звучит заявление бывшего замглавы Администрации президента Виктора Януковича Андрея Портнова, который назвал предупреждение адвокатов об угрозе расследованию ложью.

"Это ложь, распространяемая с целью шантажа, удовлетворения личных прихотей и попытки назначить своих личных следователей, с которыми эти адвокаты пять лет вместе фальсифицировали главное дело страны. Уверен, что после передачи дела в ГБР расследование может стать более объективным и защитить причастных к фальсификациям и сокрытиям убийств следователей", — заявил Портнов.

Высказывания Портнова по поводу следствия в делах Майдана очень важны еще и потому, что ему приписывают влияние на главу ГБР Романа Трубу, который не единожды возбуждал дела по заявлениям Андрей Владимировича — например, против Петра Порошенко.

Естественно, один из главных соратников Януковича, Портнов может быть не заинтересован в надлежащем расследовании дел об убийствах. Напротив, он делает упор на "госперевороте", убийствах милиционеров майдановцами и причастности ко всему этому главных действующих лиц предыдущей власти, в частности, Сергея Пашинского, Александра Турчинова, Андрея Парубия.

Цугцванг для президента

По сути, груз нерасследованных дел Майдана только начал давить на Владимира Зеленского. По свидетельству адвокатов, множество доказательств было утрачено еще в первый постмайданный год, а большинство фигурантов расследования и важных свидетелей оказались за границей, преимущественно в России, и возвращаться на родину явно не спешат. Остановившись на некоторых исполнителях преступления из рядов "Беркута" и титушек, следствие может никогда не дойти до заказчиков и организаторов бойни на Майдане. Несмотря на это, запрос на справедливое наказание никто не отменял, и требования расследовать дела до конца и объективно, конечно, никуда не денутся. В такой ситуации возможны три варианта развития событий.

Во-первых, по ходу следствия сотрудники ГБР все-таки найдут документы или другие доказательства, с помощью которых выйдут на заказчиков преступления, коими могут быть Янукович и его окружение. Сразу заметим, что вариант выглядит как очень маловероятный.

Во-вторых, после передачи дел Майдана в ГБР власть вместе с новым руководством бюро, которое скоро будут избирать, будет продолжать бодрые реляции о том, что работа идет, следствие продвигается и обвинение выдвинули еще одному рядовому исполнителю преступления. В таком ключе события могут развиваться довольно долго, что опять-таки доказала предыдущая власть.

В-третьих, учитывая роль Портнова в нынешней украинской политике и его близость к силовикам и некоторым судам, расследование может действительно выйти на кого-то из старой политической элиты, которые вместе с активистами Майдана, по мнению экс-замглавы администрации Януковича, убивали стражей порядка.

Так или иначе президенту Зеленскому придется отвечать за принятые решения. И в одном случае поддерживать президента перестанут те, кто питал надежды на изменение ситуации в стране после ухода Порошенко, у которого не хватило политической воли довести расследование дел Майдана до конца. В другом же — Зеленский станет локальным президентом "юго-востока", и электоральные потери перед будущими выборами, конечно, будут ощутимее, ведь оппозиция в лице того же Порошенко не упустит случая заговорить о реванше "регионалов", которые мстят за свое низвержение руками Зеленского и команды.

Как бы то ни было, действующему главе государства наконец-то придется определиться, на чьей стороне он играет, и поддержки большинства украинцев при этом он не получит, какой бы выбор ни был сделан. Таковы реалии перехода из Василия Голобородько во Владимира Зеленского-президента, и этому он, конечно, вряд ли обрадовался.