У края "красных линий". Почему Зеленский ничего не привезет из Парижа
В обзоре "ДС" - главные события за последние семь дней, произошедшие на территории оккупированных районов Донбасса
Парижское расписание
Последняя неделя до эпохальной встречи в Париже лидеров стран "нормандской четверки" была посвящена, само собой, важным финальным штрихам в подготовке к саммиту, который не проводился уже три года. В первую очередь готовилась информационная почва под развитие событий в различных "постнормандских" вариациях. Но проще всего было офису канцлера Германии Ангелы Меркель, который просто обнародовал предварительный план мероприятий с участием шефини на 9 декабря.
Итак, в 15:00 (по парижскому времени, то есть 16:00 по Киеву) - двусторонняя встреча Меркель с Путиным; 15:30 - аналогичное общение с глазу на глаз с Зеленским; 16:00 - рабочее заседание в четырехстороннем формате; 19:00 - совместная конференция. Хотя, памятуя о предыдущих выходках Путина "в нормандском формате", рассчитывать, что завтра все пройдет точно по расписанию и с немецкой точностью вряд ли стоит.
Кстати, о Кремле. Вот у кого-кого, а у него риторика, похоже, не претерпела практически никаких изменений с 2016 года, когда, собственно, в последний раз собиралась "нормандская четверка". Это и требования "прямого диалога с представителями Донбасса", и россказни о "внутриукраинском конфликте", и другие схожие "стабильные" фигуры речи. Какого-то прорыва от парижского саммита в Москве также не ждут: как сказал путинский рупор Песков, "есть очень осторожный, очень сдержанный оптимизм", однако "никто не ожидает никакого соглашения, некий документ, возможно, будет принят по итогам состоявшейся встречи, однако это - необязывающий документ".
"Красные линии" для Зеленского
Тем временем в команде Владимира Зеленского, как известно, на завтрашнюю встречу в Нормандском формате возлагают очень большие надежды. Впрочем, какого-либо пространства для маневра у главы государства, по сути, нет. С одной стороны, Зеленскому как "президенту мира" необходимо выполнить свое магистральное предвыборное обещание прекратить войну на Донбассе, дабы уберечь свой и без того пошатнувшийся рейтинг. Но с другой стороны, добиться на переговорах с Путиным долгожданного мира любой ценой явно не получится, тем более что патриотичная оппозиция, причем как парламентская, так и внепарламентская, отнюдь не дремлет, объявив публично свой полный список "красных линий".
Так, еще 3 декабря с трибуны Верховной Рады огласили свое совместное заявление о недопущении нарушения национальных интересов в Париже фракции "Европейской солидарности", "Батькивщины" и "Голоса". В нем Зеленскому поставлены четкие требования: никаких компромиссов как в плане федерализации, так и в отношении украинской евроатлантической интеграции, а также обеспечение принципа "сначала безопасность", включая всеобъемлющее прекращение огня, вывод российских войск и оружия с оккупированных территорий и возвращение контроля Украины над украинско-российской границей. Плюс никаких компромиссов относительно деоккупации Крыма и в деле международных судебных процессов против России. То есть фактически единственно возможный положительный вариант для Зеленского на саммите "нормандской четверки" - это достижение если не полной, то как минимум частичной капитуляции Путина, что, по правде говоря, пока выглядит из разряда фантастики.
А чтобы Банковая ощутила всю серьезность намерений оппозиционеров, сразу же было решено подключить улицу - уже сегодня днем на киевском Майдане партиями Петра Порошенко, Юлии Тимошенко и Святослава Вакарчука анонсировано проведение большого вече под названием "Красные линии для Зеленского". И к этой акции выразили готовность присоединиться "Свобода" Олега Тягнибока, "Нацкорпус" Андрея Билецкого, Дмитрий Ярош со своими соратниками и, конечно же, уже привлекший к себе внимание проведением уличных шествий "Рух опору капітуляції" (РОК). Между прочим, сегодня на 19:00 РОК анонсировал свою бессрочную "Варту на Банковій", заявив, что все будет зависеть от реальных событий во время парижского саммита.
Два плана Банковой
В принципе, у Зеленского уже огласили о существовании в Офисе президента нескольких сценариев, о двух из которых (так называемые "план А" и "план Б") более-менее подробно рассказал на уходящей неделе в лондонском Chatham House президентский помощник Андрей Ермак. Если вкратце, то "план А" - нечто презентабельное, но мало осуществимое: в нем и четкие гарантии Кремля по поводу тотального прекращении огня, и обмен пленными в формате "всех на всех", и создании предпосылок для проведения местных выборов в ОРДЛО по украинскому законодательству, которые планируется провести вместе с общеукраинскими 31 октября 2020 года.
А вот о "плане Б" Ермак высказался хоть и короче, но выглядит он, план, намного реалистичней: "Если мы не увидим готовности со стороны России идти к миру, выполнять Минские договоренности - что ж, тогда будем буквально, а не фигурально, строить стену и жить с этим дальше. Задействуем опыт Израиля". Наконец, 7 декабря собрался на свое заседание, приуроченное к саммиту "нормандской четверки", украинский Совбез, по результатам которого на брифинг вышел секретарь СНБО Алексей Данилов и заявил, что руководство страны не исключает эскалацию конфликта на Донбассе после нынешней встречи в Нормандском формате.
К слову, тот факт, что российско-украинская война - это забег не на короткую, а на длинную дистанцию, прекрасно отдают себе отчет и в ОБСЕ. Иначе еще хотя бы на год сохранил бы свой пост спецпредставителя этой международной организации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе, заседающей в Минске, Мартин Сайдик. При всем неоднозначном отношении к этому австрийскому дипломату, трудно спорить с тем, что Сайдик за последние четыре года не изучил вдоль и поперек все нюансы положения вещей по обе стороны разграничения в ОРДЛО.
А так именно в преддверие парижской встречи Зеленского, Путина, Меркель и Макрона прошла знаковая кадровая рокировка. 5 декабря во время открытия пленарной сессии 26-го заседания Совета министров ОБСЕ в Братиславе действующий глава организации и министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак поблагодарил австрийца Сайдика "за замечательную и ценную работу". После чего официально представил как его преемницу швейцарского дипломата Хайди Грау, которая до последнего времени возглавляла отдел безопасности человечества (отвечает за соблюдение прав человека и исполнение миграционных и гуманитарных стратегий) в Федеральном департаменте иностранных дел Швейцарии (местный аналог МИД). Так что Грау еще долго потребуется, как минимум, вникнуть в новую для нее тему и сопутствующие контексты.