Нормандский видеоформат. Для чего нужны пустопорожние переговоры по Донбассу
В обзоре "ДС" - главные события за последние семь дней, произошедшие на территории оккупированных районов Донбасса
Нормандский видеоформат
Казалось бы, о берлинском саммите нормандской четверки, ранее запланированном на апрель 2020-го, все перестали заикаться уже в марте, когда пандемия коронавируса и карантинные меры по борьбе с ней приняли общепланетарный масштаб. Однако как раз на уходящей неделе произошло некоторое оживление в теме подготовки новой "Нормандии", чему была посвящена в последний день месяца, 30 апреля, онлайн-встреча министров иностранных дел Украины, Германии, Франции и России.
В принципе ничего сенсационного на ней не произошло и вряд ли вообще могло произойти. Глава МИД РФ Лавров, как и прежде, продолжал затирать старую кремлевскую пластинку "Ихтамнет", опять склоняя своего украинского коллегу Дмитрия Кулебу к прямым переговорам Киева с главарями российских оккупационных администраций в ОРДЛО, впрочем, безрезультатно. Кулеба же, в свою очередь, констатировал, что выполнение задач предыдущего парижского саммита в нормандском формате тормозится из-за нежелания России выполнять свою часть договоренностей. "Но другой России у нас нет, нам надо с ней вести диалог", - подытожил он состоявшуюся видеоконференцию министров.
А вот заявление по завершению данной онлайн-встречи главы МИД ФРГ Хайко Мааса было на удивление четким и однозначным: "Для нас было и остается очевидным, и это является также основой для нормандского формата, что сторонами соглашения являются Москва и Киев. Россия и Украина подписали Минские соглашения, а не Германия или Франция, поэтому именно они остаются для нас сторонами конфликта". Собственно, такие де-факто пустопорожние переговоры по Донбассу и нужны сугубо ради выполнения информационных задач - подтверждения незыблемости позиций ведущих стран Евросоюза в отношении продолжающейся российско-украинской войны. Что в условиях постоянных пересудов о некой "усталости Запада от Украины" - не так уж и мало.
Плюс в подобном нормандском видеоформате хорошо видна очередная дурь Кремля, тиражируемая тем же Лавровым. Например, на этот раз он выдал, что на территорию оккупированного Донбасса российское оружие, дескать, попадает контрабандой. "Кто вам сказал, что Россия поставляет? Российское оружие доступно во всем мире - и "Калашников", и артиллерийские системы производятся, в том числе в Восточной Европе, в целом ряде других стран. Это оружие гуляет по всему миру достаточно свободно. Повсюду, где есть конфликты, появляется контрабандное оружие", - в таком искрометном стиле Лавров, не моргнув глазом, публично отказался от былой путинской концепции "это можно купить в любом военторге".
И тут как нельзя кстати именно 30 апреля на "Укринформе" вышло интервью командующего ООС Владимира Кравченко, в котором генерал не только назвал конкретные цифры нынешней численности 1-го и 2-го оккупационных армейских корпусов (более 35 тыс.), оперативно подчиненных 8-й общевойсковой армии Южного военного округа ВС РФ, и наличие на ключевых командных должностях 1-го и 2-го АК свыше 2 тыс. кадровых российских офицеров, но и заявил об использовании Россией оккупированной части Донбасса в качестве военного полигона для апробации новейших систем вооружения.
К примеру, по словам Кравченко, украинской разведкой были обнаружены в ОРДЛО российские комплексы радиоэлектронной разведки "Торн-МДМ", комплексы радиоэлектронной борьбы СБ-341В "Леер-3", РЭБ 1Л269 "Красуха-2", РБ-109A "Былина", "Репеллент-1", радиолокационные станции "Каста-2Е2", противотанковые управляемые ракеты 9М133 "Корнет", управляемые снаряды 3ОФ39 "Краснополь", беспилотники "Орлан-10" и "Элерон". И многое другое, что абсолютно недоступно как всевозможным "контрабандистам", так и всяческим "военторгам".
Ситуация с пандемией
Также в этом интервью командующий ООС обнародовал еще одну важную информацию, доступную лишь разведке. Так, Кравченко подтвердил, что инфекционные отделения больниц на территории оккупированных районов Донетчины и Луганщины переполнены пациентами с диагнозами "пневмония" и "ОРВИ", а медперсоналу запретили говорить о реальной эпидемиологической ситуации в ОРДЛО.
При этом актуальные разведданные свидетельствуют о занижении "минздравами" квазиреспублик статистики заражений коронавирусом как минимум в три раза. Ключевым же фактором существенного увеличения на оккупированном Донбассе случаев заболевания COVID-19 выступает перманентная ротация в оккупационных войсках, способствующая коронавирусному "импорту" из России, которая по количеству инфицированных уже "победила" Китай, причем совершенно официально.
На этом фоне реальная борьба кремлевских гауляйтеров в ОРДЛО с пандемией продолжает быть, мягко говоря, весьма двоякой. Например, "власти ЛНР", с одной стороны, вводят строгий режим самоизоляции во всех без исключения подконтрольных населенных пунктах. А с другой - заставляют людей повсеместно выходить на массовые субботники для уборки парков и братских могил (привет непрекращающемуся победобесию) и покраски лавочек и детских площадок.
После чего жители, само собой, активно обращаются с температурой и кашлем к местным врачам, а те, практически не имея индивидуальных средств защиты от коронавирусной инфекции, заражаются сами и заражают своих коллег. Как это, допустим, случилось на минувшей неделе с подстанцией скорой помощи №4 в Луганске, обслуживающей два района оккупированного города - Каменнобродский и Ленинский. Подстанцию пришлось просто закрыть, потому что у 12-ти из 20-ти тестируемых ее сотрудников был получен положительный анализ на коронавирус ("минздрав ЛНР" официально подтвердил лишь три случая инфицирования медработников луганской подстанции скорой помощи №4).
Первомай под землей
Но не только об эпидемии COVID-19 постоянно думают живущие в оккупации. Для многих более актуальна проблема банальной нехватки денег, и это даже при постоянном трудоустройстве на процветающей до прихода "русской весны-2014" шахте. А тут еще и планы той же российской оккупационной администрации в ОРЛО "реорганизовать угольную отрасль", что фактически подразумевает закрытие абсолютного большинства тамошних шахт.
Первыми решились на протестную акцию против грядущей "реорганизации" родного предприятия горняки зоринской шахты "Никанор-Новая", которым к тому же задолжали зарплату аж за 20 месяцев. На протяжении нескольких дней никто из представителей "властей" так и не удосужился встретиться с бастующими шахтерами, количество сидящих под землей лишь увеличилось, так что на символическое утро Первомая к подземной забастовке присоединились более полусотни людей, а шахтерские жены наладили регулярный подвоз своим мужьям воды и продуктов. Почти как в старые-добрые украинские времена.
По словам участников протеста, 30 апреля работникам "Никанор-Новой" из всей огромной задолженности перевели на карточки жалкие 2 тыс. руб. (около 600 грн), что было воспринято забастовщиками как форменное издевательство. Посему шахтеры и члены их семей перешли к "радикальным действиям", а именно: написали коллективное письмо Путину, под которым оперативно собрали более тысячи подписей. Что, по сути, означает лишь одно - даже через шесть лет российской оккупации части украинского Донбасса далеко не многие в ОРДЛО понимают, что первопричиной всех бед региона являются как раз экзальтированные вопли "Путин, помоги".