• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Кулуарный ультиматум. Удастся ли Кремлю продавить особый статус ОРДЛО

Изначально официальный Киев для усиления своих переговорных позиций обнародовал ряд важных цифр и фактов, но все послевкусие испортило одно заявление Зеленского
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

В обзоре "ДС" - главные события за последние семь дней, произошедшие на территории оккупированных районов Донбасса

Цена путинской агрессии

Позиционная война на донбасском фронте не претерпела существенных изменений, если не брать во внимание одно ключевое "но". А именно: российские оккупационные корпуса, которые уже продолжительное время перестали стесняться применять запрещенные Минскими договоренностями минометы и крупнокалиберную артиллерию, теперь "шмаляют" ими не только по боевым позициям Объединенных сил. Оккупанты всю уходящую неделю стали активно обстреливать мирные кварталы прифронтовых населенных пунктов, где и в помине нет огневых точек ВСУ.

И если в случае с обстрелами Новолуганского и Авдеевки все обошлось лишь разрушениями домостроений, то вражеский огонь по Зайцево из минометов калибра 82 мм в шесть утра 3 июля привел к гибели местной жительницы, 80-летней Елены Быховой. И смерть этой бабушки лишь дополнила кровавый мартиролог жертв агрессии Путина, на руках которого - более 3,3 тыс. жизней гражданских жителей Донбасса, а также еще свыше 7 тыс. раненых и искалеченных мирных украинских граждан.

Кстати, такую наиболее актуальную "черную" статистику российско-украинской войны озвучил 2 июля во время онлайн-заседания Форума сотрудничества ОБСЕ в сфере безопасности начальник главного управления международного сотрудничества и верификации ВСУ генерал-лейтенант Леонид Голопатюк. Им также были названы точные цифры потерь украинских армейцев на Донбассе с весны 2014-го: "В результате вооруженного конфликта, развязанного Россией, уже погибло 3094 и ранено почти 12 тыс. защитников Украины".

В тот же день, 2 июня, важные данные привел вице-премьер - министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников на пресс-конференции в Киеве: "Мы точно знаем, что из российского бюджета идет финансирование на зарплаты госслужащим на оккупированном частично Донбассе и в Крыму. По нашим данным, это $1,3 млрд в год на гражданские дела, и это, по нашей информации, - $3,7 млрд в год на войну, на военные вопросы. В среднем - $5 млрд в год".

Наконец, опять же 2 июля свое специальное заявление сделал главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак, отметив отработку тактики применения Javelin одной из бригад, которая готовится на полигоне к службе в зоне ООС. При этом количество расчетов он не назвал, подчеркнув, что это тайна. "Скажу лишь, что в дальнейшем каждую из бригад, которая будет заходить в район ООС, будем усиливать Javelin. Кроме того при подготовке этой бригады к очередной ротации отработаем и применение беспилотников Bayraktar с боевым поражением цели", - заинтриговал Хомчак. Одним словом, стало понятно, что три обнародования за один день таких важных цифр и фактов, подытоживших реальное положение дел на донбасском направлении, сделаны официальным Киевом неспроста.

Реклама на dsnews.ua

Кулуарный ультиматум Кремля

А объясняется синхронность такого сугубо информационного удара довольно просто - он, похоже, был сделан для усиления переговорных позиций Украины накануне важной дипломатической встречи. Дело в том, что 3-4 июля в Берлине состоялся 11-часовой раунд переговоров политических советников лидеров государств-участников Нормандского формата, где российская делегация, по данным источников западных СМИ, выдвинула настоящий ультиматум, правда, не публично, а, как водится у Кремля, кулуарно.

В частности, Москва потребовала от Киева показать до 6 июля проект изменений в украинскую Конституцию в части предоставления особого порядка местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Другими словами, Путин в очередной раз перешел в дипломатическое наступление по поводу конституционности особого статуса ОРДЛО "без дополнительных условий" - под соусом "незамедлительной правовой реорганизации" оккупированных Россией территорий украинского Донбасса.

Об этом, между прочим, Кремль талдычит все последние шесть лет, пытаясь всучить в украинский государственный организм созданные им же марионеточные квазигосударственные образования в качестве своеобразной "раковой опухоли", что позволяло бы держать Киев на коротком поводке. Ну а на другую чашу весов Москва положила и реальное прекращение огня со стороны российской оккупационной армии, и обмен удерживаемыми лицами, и возобновление нормальной работы блокпостов на линии разграничения со стороны ОРДЛО, и решение других актуальных вопросов, которые вот уже который месяц после парижского саммита "нормандской четверки" блокируются Россией.

Неприятное послевкусие

"Договоренности парижского саммита лидеров государств - участниц Нормандского формата должны быть выполнены. Украина, а также ее партнеры по Нормандскому формату, Франция и Германия, продемонстрировали готовность приложить для этого максимум усилий", - так сухо и без особых подробностей о прошедшей берлинской встрече сообщила пресс-служба Офиса президента. А глава президентской канцелярии Андрей Ермак лишь добавил, что данная встреча, дескать, на шаг приблизила проведение саммита в Берлине, впрочем, российская сторона взяла паузу для подготовки ответа на консолидированную позицию Украины, Франции и Германии.

Однако 4 июля на брифинге президента Владимира Зеленского во время его рабочей поездки в Одесскую область журналисты все же добились от него комментария по теме, соответствует ли действительности информация о требовании Москвы к Киеву предоставить проект "правовой реорганизации" ОРДЛО до 6 июля. На что Зеленский сказал буквально следующее: "Никто от Украины ничего не может требовать, мы - независимая страна. Мне кажется, что здесь всем нужно поработать над риторикой. Тем более что это международная уже риторика".

Что касается последней встречи советников лидеров государств Нормандского формата в Берлине, то он вообще сказал, что пока не готов ее полноценно комментировать: "Я знаю, что очень неплохо прошла встреча, предметно. Больше нечего пока комментировать. У нас будет совещание, с господином Ермаком мы сегодня только прилетели в Одессу и еще детально не обсуждали с ним этот вопрос".

То есть, с одной стороны, волноваться, в принципе, не нужно: дипломатическую атаку Путина вроде как удалось сдержать - прежде всего с помощью консолидированной позиции наших немецких и французских партнеров. Но с другой стороны, продолжающаяся никудышная тактика Банковой по умалчиванию знаковых подробностей реальной "перемоги" (кстати, до конца неясно, имела ли она действительно место быть) открывает широкое поле для поиска "зрады". И оставляет от всего этого как минимум весьма неприятное послевкусие.

    Реклама на dsnews.ua