Большой обмен. Кого отдают "республикам" вместо освобожденных из плена украинцев
В обзоре "ДС" - главные события за последние семь дней, произошедшие на территории оккупированных районов Донбасса
Большой обмен на террористов и убийц
Вся последняя неделя уходящего года оказалась всецело посвящена проблематике обмена, как об этом и было договорено на парижском саммите лидеров "нормандской четверки" почти три недели назад. Сначала 23 декабря Трехсторонней контактной группе в режиме скайп-конференции удалось-таки в целом договориться о взаимном с ОРДЛО освобождении удерживаемых лиц. Но затем еще несколько дней приходилось "дошлифовывать списки" и проводить их перманентную верификацию, уже зная о том, что обмен приблизительно двух сотен человек должен состояться 29 декабря на КПВВ "Майорское", что в направлении оккупированной Горловки.
И если в списках передаваемых Украине пленников есть как украинские бойцы, захваченные еще в боях под Иловайском и Дебальцево, так и откровенные заложники, например, находящиеся с лета 2017-го "на подвале" журналисты Станислав Асеев и Олег Галазюк, то среди отправляющихся в ОРДЛО - сплошь и рядом откровенные террористы. Как это, к примеру, касается мариупольской банды "Мангуста", из которой четверых удалось усадить на скамью подсудимых. Той самой банды, которая в мае 2014 года захватила здание горуправления МВД в Мариуполе, после чего погибло 13 человек. Или речь идет о таком себе фермере Бутрименко из села Степановка Донецкой области, сдавшего в 2014-м боевикам "ДНР" 19 украинских военных, которых он "приютил" на своей ферме. В итоге десять из них пали смертью храбрых в неравном бою с российскими оккупантами.
Впрочем, если в вышеупомянутых случаях события хотя бы имеют непосредственное отношение к войне на Донбассе, то отдельные удерживаемые Украиной лица совершили преступления далеко за пределами зоны АТО/ООС. Как та же тройка харьковчан, совершивших в феврале 2015-го на Марше единства в Харькове теракт, в котором погибли четверо мирных граждан, включая ребенка. Или снайпер и бывший боец спецназа "Омега", обвиняемый в убийстве евромайдановца. И таких персонажей в списке затребованных Россией - чуть ли не все.
Предновогодний ажиотаж на КПВВ
О потенциальном месте грядущего предновогоднего обмена стало понятно еще в середине недели, когда горловский псевдомэр Приходько объявил, что 29 декабря пункт пропуска "Горловка" будет закрыт "по техническим причинам". А именно этот блокпост со стороны оккупированной Донетчины находится в одном дорожном коридоре с украинским КПВВ "Майорское", через который только за 26 декабря проследовало более 12 тысяч людей. Между прочим, этот КПВВ занимает по объемам пересечений линии соприкосновения с ОРДО первое место. Ему уступает и КПВВ "Новотроицкое" (за те же сутки его пересекли 11 тысяч граждан), и КПВВ "Марьинка" (10,5 тысяч), и КПВВ "Гнутово" (5,2 тысяч). Правда, рекордсменом в этом плане выступает КПВВ "Станица Луганская" (почти 15 тысяч людей за 26 декабря), но это легко объяснимо, так как этот пункт пропуска - единственный с оккупированной Луганщиной.
В целом перед новогодними праздниками на транспортных переходах с ОРДЛО традиционно наблюдаются ажиотаж - граждане преимущественно преклонного возраста спешат скупиться на базарах и в магазинах на контролируемых Украиной территориях, после чего с огромными сумками продуктов спешат домой в оккупацию. Из-за чего, само собой, возникают длиннющие очереди на всех без исключения КПВВ. Впрочем, украинские пункты пропуска с их биотуалетами и пунктами обогрева не идут в никакое сравнение с ближайшими блокпостами боевиков. Даже повидавшие уже всякое наблюдатели ОБСЕ на днях реально ужаснулись от вида того, как томящиеся со стороны ОРДЛО в очередях люди вынуждены отходить по нужде с дороги в ближайшие кусты, где совсем рядышком натыканы таблички с надписью "Осторожно, мины".
И такая версия игры в "русскую рулетку" - отнюдь не единственная. Оккупанты вообще взяли себе за моду премного измываться над населением Донбасса при их переходах из ОРДЛО и обратно. Так, если даже не набирается народу на приличное столпотворение, российские "ихтамнеты" и их местные приспешники создают очередь искусственно, а как только стемнеет, начинают массово пропускать людей в сторону уже закрывающегося украинского КПВВ. Расчет просто на то, что наши пограничники после завершения своей работы закроются наглухо, а попавшие в переплет старики и старушки вынуждены будут ночевать в "серой зоне", замерзая на промозглом ветру. Чем не сюжет для пропагандистских телеканалов о "карателях"? Вот только командование ООС во всех таких случаях (а их за уходящую неделю в Госпогранслужбе насчитали уже несколько, причем аж на трех пунктах пропуска - "Гнутово", "Майорское" и "Новотроицкое") идет людям на встречу, продолжая пропускать их через КПВВ в экстренном порядке.
Принудительные массовки под елку
Тем временем российские оккупационные администрации и в ОРДО, и в ОРЛО сделали жителям большой "подарок" к праздникам - отменили с 31 декабря по 8 января "комендантский час". А перед этим 23 декабря с пафосом открыли на центральных площадях Донецка и Луганска "главные елки народных республик" в цветах российского триколора. Ну а чтобы создать видимость "народного гулянья" по привычке нагнали под елку принудительные массовки из подневольного студенчества и всяческих бюджетников.
Например, работники донецких школ и больниц должны были быть 23 декабря на площади Ленина ровно в 16:00 "под роспись" и пробыть там при любых раскладах до 19-ти, когда все местные пьяные бонзы устанут и разъедутся с "елочного мероприятия" восвояси. "Если не верите, то придите на площадь, станьте в сторонке и понаблюдайте, как люди идут группами с предприятий, отзваниваясь администрации. Отметились, создали массовость и после речи "царя" начинают отползать", - жаловалась в соцсети на действо одна из таких пригнанных на центральную городскую площадь донетчанка.
Однако на этом "принуждение к празднику" не заканчивается. Кульминацией должно стать массовое стояние под елками в нескольких оккупированных городах одновременно на сам Новый год. Для чего уже идут повсеместно от "властей" разнарядки на организацию массовок - чтобы не "тихарились" по своим тепленьким домашним уголкам, а отмечали хоть и на холоде, но с большим коллективным запалом, так сказать, "по-народному". А в виде бонуса, поговаривают, будут под елками отдельных городов ОРДЛО настоящий телемост с Россией. Или, как минимум, чей-то пропагандистский репортаж, показанный позже в записи.