Слон купил моську. Зачем китайцам половина нашей фондовой биржи
Как сообщается в системе раскрытия информации на фондовом рынке Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), BOCE выкупила полностью пакеты акций, принадлежавшие офшорным компаниям: 8,5% — Primeview Ltd, 9,37% — Dakal Ltd, 9,06% — Crookston Limited (все три — Белиз) и 9,21% — у компании Boline Ltd (Маршалловы о-ва). Также в результате сделки доля компании Parvana Ltd снизилась с 8,9 до 0,11%, а доля ООО "Компания по управлению активами и администратор пенсионных фондов "Альтана Инвестмент Менеджмент" выросла с 2,3 до 5,1%.
Информация о грядущей продаже ПФТС появилась еще в декабре 2018 г., когда BOCE подала соответствующую заявку в Антимонопольный комитет Украины. BOCE была основана в 2009 г. китайскими инвесторами, госкомпаниями и муниципалитетом штата Тяньцзинь. Это крупнейшая спотовая товарная биржа Китая с годовым оборотом в $1 трлн.
На фоне BOCE бизнес ПФТС выглядит очень мелким: в 2019 г. на украинской бирже было заключено 13,8 тыс. сделок на сумму 114,9 млрд грн, при этом 108,4 млрд грн — это сделки по ОВГЗ.
Напомним, что в октябре 2015 г. на фоне войны с Россией у ПФТС появились проблемы в связи с тем, что ее крупнейшим акционером была "Московская биржа ММВБ-РТС", она владела более чем 50% акций украинской биржи. В связи с этим Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку лишила ПФТС лицензии, однако вскоре отменила свое решение.
Еще до этого ПФТС хотели приобрести компании "Фондовая компания "Фаворит" и "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU), однако сделка не срослась. Только в феврале 2016 г. Московская биржа полностью продала свой пакет акций ПФТС, однако, кто стал покупателем актива, не было известно.
Банк уже в кармане
Для BOCE это была не первая покупка активов в Украине — еще в 2017 г. китайская биржа приобрела у Фонда госимущества Украинский банк реконструкции и развития (УБРР) за 82,83 млн грн.
У китайских покупателей были большие планы на украинский банк, ФГИ тогда процитировал слова гендиректора BOCE Ян Дун Шенга, который заявил: "Теперь, когда у нас есть банк, мы будем плодотворно работать над тем, чтобы помогать Украине проводить эффективную приватизацию, и распространять информацию об украинских приватизационных перспективах среди своих клиентов".
Однако с тех пор банк так и не получил серьезного импульса к развитию: по данным Национального банка Украины, активы УБРР по состоянию на 1 декабря 2019 г. составили лишь 242,1 млн грн, обязательства — 46,4 млн грн, капитал — 195,6 млн грн, а финансовый результат — минус 2,4 млн грн. С такими показателями, по данным из открытых источников, УБРР занимает последние строчки рейтингов среди украинских финансовых учреждений.
И, что интересно, согласно данным, обнародованным на сайте самого банка, он за прошлый год не выдал ни одного кредита ни одному предприятию.
Покупка не перспективу
Если покупка банка биржей BOCE прошла практически незаметной, то другое приобретение наделало много шума. В частности, китайские компании Skyrizon и Xinwei подали в АМКУ заявку на приобретение более 50% акций ПАО "Мотор Сич" — одного из крупнейших мировых производителей двигателей для авиационной техники и промышленных газотурбинных установок. Эта возможная сделка вызвала большой резонанс даже по другую сторону океана — в конце декабря временный поверенный по делам США в Украине Уильям Тейлор заявил, что США надеются, что украинские власти найдут иного, не китайского инвестора для "Мотор Сичи".
Однако когда "ДС" попыталась выяснить у экспертов мотивы покупки ПФТС, большинство опрошенных пожало плечами — явных интересов в этом приобретении они не увидели. Однако, как считает управляющий директор инвестиционной компании Dragon Capital Денис Мацуев, после покупки китайской биржей банка в Украине приобретение украинской биржи является последовательной стратегией вхождения на украинский рынок финансовых услуг. По его мнению, BOCE в первую очередь интересуют торговые посреднические услуги, прежде всего для китайских инвесторов. Для этого как раз и нужен банк, который может служить депозитарием для активов и расчетно-клиринговым агентом для китайских инвесторов.
"К тому же надо помнить, что BOCE — это не фондовая биржа, а товарная, и, скорее всего, ее в первую очередь интересует торговля товарами, в том числе сельхозпродукция, электроэнергия и т. д. И для этого, на мой взгляд, выбрано хорошее время инвестирования в биржевой рынок, так как у товарного рынка Украины гораздо большие объемы и перспективы. И китайцы инвестируют в долгосрочную перспективу. Поэтому это инвестиция вполне понятная и разумная, учитывая цену приобретения", — сказал он.
Денис Мацуев оценил сделку в $1 млн. В свою очередь, руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий назвал похожую сумму — 30 млн грн.