Непраздный вопрос. Нужно ли украинцам отказаться от праздников, чтобы разбогатеть
Во время майских праздников обострился давний вопрос: не слишком ли много отдыхают украинцы, вместо того чтобы повышать свое и общественное благосостояние
Текст опубликован на "ДС" 6 мая 2019 года
Споры, сколько нам нужно работать, не утихают в первую очередь потому, что переводятся в плоскость мировоззрения. Хотя в данном случае, чтобы составить взвешенное мнение, нужно всего лишь изучить факты и вспомнить историю. Что мы и сделаем.
Делу - время
Самое обширное исследование о времени, которое тратят на работу жители всего мира, проводит Международная организация труда (МОТ). Здесь в фокусе внимания рабочая неделя, которая может варьироваться от 24 ч в Малави до 54 в Непале. Однако в подавляющем большинстве из 135 рассмотренных стран среднестатистический работник трудится от 36 до 43 ч в неделю. И мы попадаем в самую середину списка: на одного занятого украинца приходится 39 рабочих часов в неделю, так же как на венгра, россиянина, японца и жителей еще одиннадцати государств. Среди них, кстати, наш неизменный сосед по глобальным рейтингам Гондурас. Однако в данном случае это скорее совпадение, потому что сильной зависимости между масштабом экономики или уровнем жизни и продолжительностью рабочей недели нет.
Как видим на первом графике, в топ-20 "самых работящих" стран входят, например, ОАЭ и Зимбабве, Катар и Монголия, Китай и Пакистан. Между тем в Австралии и Новой Зеландии трудятся столько же, как в Руанде и Эфиопии - всего 31 ч в неделю. Еще меньше работают норвежцы и либерийцы. Напомним, что ВВП на человека в странах, которые соседствуют в этом "рейтинге труда" (неважно в начале или конце списка) может отличаться в сотни (!) раз.
И только в группе государств, которые МОТ вслед за Всемирным банком, относит к странам с высокими доходами, продолжительность рабочего дня немного меньше - в основном до 39 ч против средних по миру 40-41 ч. Здесь, кстати, прослеживается корреляция по географическому признаку. Согласно данным МОТ, ни в одной развитой стране на Западе рабочая неделя не превышает 41 ч, а среднестатистический работник там занят около 37 ч. Зато в азиатских обществах, как богатых так и бедных, в целом более поощряется культура длительного труда. Однако и на них сказывается общемировая тенденция к сокращению рабочего времени - об этом чуть ниже.
Важно, что все рабочие часы определяются только для занятых лиц, причем в расчет берется лишь фактически отработанное время (в том числе и дома), затраченное на производство товаров и услуг, независимо от того, оплачено оно или нет, и легально ли трудился работник. Кстати, уровень безработицы в Украине, по данным МОТ на ноябрь 2018 г., составлял 9,4%, что на 4,4% выше общемирового.
Однако судить о реальной продолжительности работы человека по одной неделе не вполне корректно. Ведь такая фокусировка не "улавливает" отпуски, государственные праздники и другие причины отсутствия на работе, которые не засчитываются в фактически отработанное время и при этом заметно различаются между странами. Нужно шире раскинуть сети. Поэтому показательнее будут данные по количеству фактически отработанных часов на одного занятого в течение года. Систематически они собираются только по 36 передовым странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также России и Коста-Рике.
Как видим, и здесь нет явной зависимости между ВВП страны и продолжительностью труда работников. Возглавляет список, как ни удивительно, Мексика с 2258 рабочими часами, на второй строчке Коста-Рика (2121 ч) и только на третьей - Южная Корея (2024 ч), которая славится "трудоголизмом". В первую пятерку также входят Россия и Греция. А самые "ленивые" в этом рейтинге немцы, датчане, норвежцы, голландцы и шведы - они трудятся от 1356 до 1474 ч в год. Если же усреднить показатели по 38 рассматриваемым странам, то ежегодный фонд рабочего времени составит 1746 ч.
В ОЭСР не исследуют наш рынок труда по показателю отработанных часов на одного занятого, тем не менее мы видим нашу страну на графике в середине списка. Но как мы поняли, где здесь место Украины? Если рассчитать годовые трудозатраты исходя только из 39-часовой рабочей недели, 11 государственных праздников и продолжительности законного отпуска (с особенностями его учета), то получится в среднем 1773 рабочих часа в год на занятого украинца. Но ведь люди иногда болеют и не выходят на работу по другим причинам, а с другой стороны, не все полностью "выбирают" своей отпуск. Сколько еще часов нужно отнять или добавить?
Наш Госстат в ежегодно публикует информацию об использовании рабочего времени в расчете на одного работника, но только на предприятиях. Эти же данные заимствует МОТ в своих тематических отчетах по Украине (от 2011 г. и 2013 г.). Итак, по самым свежим подсчетам государственных статистов, в 2017 г. украинцы работали в среднем по 1678 ч. В этой цифре уже учтены праздничные дни, отпуска и другие уважительные и неуважительные причины невыхода на работу. Важно, что и ОЭСР (опирающаяся на национальные счета), и Госстат подсчитывают фактически отработанные часы, поэтому сопоставлять их данные возможно, но с осторожностью из-за неизбежных нестыковок в источниках и методологии (в частности, исследование ОЭСР охватывает и самозанятых лиц). Конечно, результат в 1678 рабочих часов в год на занятого украинца мог бы измениться, если добавить в исследование миллионы реально работающих физлиц-предпринимателей и нанятых ими работников, которых Госстат не учитывает. Но при всех оговорках полученную цифру вполне возможно использовать для сопоставления с данными по рабочим часам в странах ОЭСР. Поэтому для наглядности мы включили в соответствующий график и Украину.
Потехам - зась?
Однако можно ли, исходя из сказанного, сделать вывод, достаточны ли трудозатраты украинцев или следует отменить часть государственных праздников и урезать отпуска? Признаем, что, по имеющейся информации, украинцы не славятся трудоголизмом и, главное, еще не заслужили на "лишние" часы для отдыха, как многие жители Западной Европы. Ведь как мы выяснили, относительно меньше в среднем работают только богатые общества, и то не все. Так что нашумевшая там идея четырехдневной рабочей недели пока что не для нас. В целом же мы не выделяемся в мире по времени на работу.
А как насчет поднятия ВВП за счет увеличения количества рабочих часов? Это вряд ли поможет. Зависимость здесь слабая, потому что трудозатраты - лишь одна из составляющих производственного процесса.
Если же темпы роста экономики сдерживаются из-за недостаточности других факторов производства (природных ресурсов, капитала, технологий), то добавление на трудящегося сотни-двух рабочих часов в год (как и рабочих рук на рынке) мало повлияет на выработку.
Кстати, в последних бедах рядовые работники обычно не виноваты. Главное, чего нам недостает - технологий, современного оборудования и передовых практик организации рабочего процесса. Исторически именно они, наряду с повышением образованности, многократно увеличили продуктивность труда в мире, что вылилось в стремительный рост выпуска и благосостояния.
За прошлое столетие в ныне развитых странах (Германии, Нидерландах, Великобритании, США, Японии и других), по которым есть статистика, рабочее время в годовом исчислении на одного занятого сократилось почти на треть: с 2500-2600 ч в 1913 г. до 1400-1800 ч. в 1998 г. Этот процесс замедлился, но в целом продолжился и до наших дней: к примеру, с 1999 по 1917 гг. немцы стали работать меньше на 123 ч в год, американцы - на 59 ч, а японцы - ровно на 100 ч. Жителям этих и многих других государств удалось высвободить огромное количество времени, прежде всего благодаря новым технологиям, которые приумножили отдачу от трудовых усилий. Сейчас граждане почти всех богатых стран работают в два раза меньше своих прапрабабушек и прапрадедушек - от 35 до 40 ч в неделю, но и в бедных обществах, как мы выяснили, люди могут позволить себе не упахиваться так, как еще сто лет назад в передовых.
Итак, ключ к процветанию не в длительности, а в производительности труда. И этот индикатор тоже измеряется.
По данным МОТ, эффективность работников в самых богатых странах в сотни раз выше, чем в самых бедных. А объем производства на одного занятого украинца в 2018 г. составил $7235 (в ценах 2010 г.), если же пересчитать его с учетом разницы в ценах между странами (у нас многая продукция дешевле, чем в США) - то будет $19 тыс. (в ценах 2011 г.). Для сравнения в США продуктивность труда работника оценивается в $113 тыс. и $115 тыс. соответственно, то есть в 16 или 6 раз выше. А среднемировая выработка на трудящегося - $25,2 тыс. и $36,6 соответственно.
Теперь ответим на главный вопрос статьи: увеличение рабочего времени (отмена праздников, сокращение отпусков и т. п.), может, немного и ненадолго подтолкнет производство, но никак не позволит догнать развитый мир. Это все равно что еще быстрее погонять лошадей, пока они не завалятся, вместо того чтобы наконец-то пересесть на автомобиль. Где его взять - другой вопрос, касающийся в первую очередь технологий, но не праздников.