Хоть залейся. Почему рынок нефти оценил разговор Трампа с Путиным всего в один доллар
Позвони мне, позвони
Президент США Дональд Трамп провел телефонные переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным и наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салман Аль Саудом о ценах на нефть. По итогу переговоров Трамп был преисполнен оптимизма. "Мы будем заниматься этим (ценами на нефть. - "ДС") все вместе и посмотрим, что можно сделать. Обе страны (Россия и Саудовская Аравия. - "ДС") обсуждают это, и я присоединюсь к ним в подходящее время при необходимости", - заявил он.
Лидер американцев отметил, что падение цен на нефть беспрецедентное, и хотя сложившиеся на рынке столь низкие цены, с одной стороны, выгодны потребителям, но с другой - они наносят ущерб американской нефтедобывающей промышленности, что грозит потерей рабочих мест.
Российские СМИ сразу же радостно раструбили эту новость, создавая впечатление, что вот-вот проблема обвала цен на черное золото будет решена. Тем более что на ожиданиях успешного исхода переговоров с участием американского президента цены на нефть даже немного выросли - Brent по итогам торгов 31 марта выросла на 1,3%, до $23,06 за баррель, тогда как днем ранее она опустилась до самого низкого уровня с ноября 2002 г. Также американская нефть WTI подорожала на 6%, до $21,3 за баррель по сравнению с $20,09 - самого низкого уровня с февраля 2002 г.
Означает ли это, что провалу цен, который начался с 6 марта, приходит конец? Напомним, что в этот день РФ на заседании ОПЕК демонстративно хлопнула дверью и не стала обсуждать предложение Саудовской Аравии еще больше ограничить добычу нефти членами нефтяного картеля, чтобы поддержать приемлемый уровень цен. В ответ саудиты решили резко нарастить добычу и продажу нефти, активно предлагая ее покупателям в том числе в Европе со значительными скидками. В итоге на европейском рынке продажи российской нефти резко сократились.
Договорятся без России
По мнению президента Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаила Гончара, вмешательство Трампа в ситуацию с нефтяными ценами будет иметь определенные последствия. Он пояснил, что сейчас самым главным игроком на мировом нефтяном рынке являются не Россия или Саудовская Аравия, а США. Вследствие сланцевой революции добыча нефти в Соединенных Штатах значительно выросла, и хотя они все еще остаются импортером нефти, но во многом именно они диктуют модель поведения на рынке. "Россия на заседании ОПЕК попробовала показать, что она игрок номер один, но из этого вышло только то, что она в очередной раз "выстрелила себе в ногу". Мало того, что цены на нефть упали, так еще Россия после введения американских санкций против двух дочерних компаний "Роснефти" вынуждена убраться из Венесуэлы", - пояснил он.
Гончар также отметил, что, после того как РФ попробовала возобновить диалог с Саудовской Аравией и получила отказ, она обратилась за помощью к США, где значительная часть добычи сланцевой нефти на фоне падения мировых цен попадает в зону дискомфорта: мелким компаниям грозит закрытие или банкротство, а в целом стране - снижение добычи нефти.
Однако, по мнению Гончара, будущая ситуация на нефтяном рынке зависит не от договоренностей России с кем-либо, а от договоренностей между США и Саудовской Аравией. "Потому что это два крупнейших playmaker'а. Россия хотела выступить как крупный игрок, но оказалось не по Сеньке шапка", - сказал он.
Такой же позиции придерживается и руководитель консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин. "Договариваться будут США и Саудовская Аравия. В Эр-Рияд едет спецпосланник, который будет согласовывать позиции США и Саудовской Аравии. Именно эти два главных игрока будут договариваться, как себя вести. А Россия останется в стороне", - сказал он в интервью американскому русскоязычному телеканалу RTN.
По словам Крутихина, дешевая нефть выгодна США, поскольку она поможет оживить американскую экономику, но слишком низкие цены грозят нестабильностью государствам Ближнего Востока, для которых нефть - очень большая доля в доходах, это создает для них уже политические угрозы. "Тут нужно вести себя аккуратно, чтобы не переборщить со снижением цен", - сказал он.
Коронавирус уронил рынок
При этом нельзя сбрасывать со счетов и эпидемию коронавируса, которая вдобавок к низким ценам на нефть еще и резко снизила ее потребление в мире - примерно на 20-25%.
Михаил Гончар напомнил, что действие соглашения ОПЕК+ (страны ОПЕК и Россия) по ограничению добычи закончилось как раз перед 1 апреля. "Поэтому на сегодня уже нет никаких рамок, и каждый член ОПЕК будет действовать по своему усмотрению. Теперь каждому ближе своя сорочка к телу: страны - члены ОПЕК думают уже над тем, как заработать дополнительные деньги за счет продажи нефти, а не над тем, как ограничить добычу, чтобы поддержать цены. Им деньги нужны сейчас, тогда как сокращение добычи (и при условии, что его все будут соблюдать) еще не понятно, когда даст соответствующий эффект", - сказал он.
Пока что западные СМИ пишут о том, что нет никаких признаков того, что Саудовская Аравия прислушалась к пожеланиям Трампа - в первый день апреля она увеличила поставки нефти на рынок более чем на 12 млн баррелей в сутки, что является самым большим показателем за всю историю.
А Михаил Крутихин сообщил в интервью "Голосу Америки", что саудиты приготовили большие партии нефти в танкерах, которые собираются отправлять в том числе в Европу, чтобы вышибить оттуда российскую нефть. По его словам, российская нефть марки Urals в Северо-Западной Европе уже продавалась по $13 за баррель и Саудовской Аравии нужно будет очень сильно постараться, чтобы ее нефть была еще дешевле. Однако, как отметил эксперт, цена нефти $13 за баррель - это уже катастрофа для российской нефтяной отрасли. Он пояснил, что если рентабельный уровень цен на нефть, которая будет добываться в новых проектах, для Саудовской Аравии (при уровне прибыли 10%) составляет $17 за баррель, то для России - $42.
По словам Михаила Гончара, на сегодня даже новости о вмешательстве Трампа в проблему низких цен на нефть только ситуативно отражаются на рынке. "Поговорили Путин и Трамп - нефть поднялась на $1. Но это скорее проявление ситуативных спекулятивных тенденций. Даже если нефть поднимется на $1-2 или даже на $5, это все равно не спасает ситуацию для России", - считает он.