Кредиты под гарантии. Как мелким фермерам помогут подружиться с банками
В пятницу, 24 апреля, Верховная Рада собиралась, но так и не рассмотрела законопроект №3205 "О Фонде гарантирования кредитов в сельском хозяйстве", предложенный Комитетом ВР по вопросам аграрной и земельной и земельной политики.
Законопроект прошел непростой путь: в первый раз был внесен под №3047 10 февраля нынешнего года. Премьер-министр Алексей Гончарук тогда подчеркивал, что фонд создается по инициативе правительства для упрощения получения кредитов малыми фермерами (первичными производителями сельскохозяйственной продукции), которые не имеют кредитной истории. Но после рассмотрения в комитетах законопроект был отозван 4 марта. Повторно, уже в нынешнем виде, внесен 12 марта. Рассмотреть его должны были 24 апреля - но сняли с повестки из-за перегруженности другими важными темами.
Согласно документу, Фонд является специализированным небанковским финансовым учреждением, которое создается государством в лице Кабинета Министров Украины, участниками которого могут быть, кроме государства, и другие юридические лица.
Задача Фонда гарантирования кредитов в сельском хозяйстве значительно облегчить малым сельхозпроизводителям возможность получать финансирование у банков на покупку земли или на другие инвестиционные потребности. Дело в том, что малые фермеры (а это до 30% агропроизводителей в Украине) обычно не имеют денежного резерва, который со следующего года могли бы направлять на покупку земли. То есть чтобы купить землю в дополнение к уже обрабатываемой, им придется расходовать оборотные средства (т.е. пропустить аграрный сезон). Или смириться - и не расширять свое хозяйство.
Возможность же при помощи Фонда получить недорогой банковский кредит выровняет шансы малых сельхозпроизводителей в конкурентной борьбе со средними и крупными игроками аграрного рынка, а также поможет противостоять земельным спекулянтам (а таковые наверняка появятся). То есть запуск гарантирующего фонда непосредственно перед открытием рынка сельхозземель - это еще и очень действенный предохранитель против чрезмерной концентрации земли в одних руках.
Суть инструмента состоит в том, что Фонд гарантирования кредитов от имени государства обязуется возмещать часть кредита (этот процент в законопроекте не прописан) в случае дефолта сельхозпроизводителя-заемщика по этому кредиту. Речь идет об агропредприятиях, обрабатывающих до 500 гектаров. Это снижает уровень рисков для банков и упрощает доступ малых и мелких сельхозпроизводителей к банковским займам.
"Сейчас малые фермеры почти не финансируются банковским сектором, что негативно сказывается на их развитии. Зато со средними и крупными агропроизводителями банковский сектор работает с удовольствием. Сдерживается кредитование малых производителей и из-за отсутствия удобной для банков финансовой отчетности (через упрощенную систему налогообложения и отчетности в аграрном секторе), кредитной истории, ликвидного залога, - говорит эксперт Киевской Школы экономики Олег Нивьевский. - Отмена моратория открывает возможность для использования сельхозземель в качестве залога под кредитование, однако в начале риск предоставления кредитов под залог земли будет оставаться достаточно высоким. Частичные гарантии по банковским кредитным рискам - один из самых эффективных инструментов решения проблемы с залогами".
Одновременно Фонд становится механизмом госинвестирования в аграрный сектор, именно в малый сельскохозяйственный бизнес. "Одна гривня инвестиций со стороны государства сгенерирует 8 грн кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей. Кроме того, вместе с частичным обеспечением, можно и нужно будет использовать другие инструменты господдержки малых и мелких сельхозпроизводителей. Например, удешевление кредитов через софинансирование инвестиций или частичной компенсации процентной ставки", - считает Олег Нивьевский.
Чистый эффект от деятельности Фонда в части финансирования под покупку земли, по оценкам КШЕ, ожидается на уровне 3,6-30,4 млрд грн дополнительного ВВП в течение 3-5 лет, в зависимости от сценария запуска рынка земли.
"Вопреки некоторым опасениям, этот законопроект не создает путей, позволяющих обходить закон о продаже земли иностранцам. Его задача - решить другую проблему. А именно: очень многие (большинство) фермеров работают в тени, за наличку, и даже землю часто арендуют неофициально. Они не могут придти в банк и подтвердить документами, что они ведут хозяйство, - сказал в комментарии для "ДС" экс-депутат ВР, ныне эксперт по рынку земли Алексей Мушак. - Этот фонд решает проблему - он страхует этого фермера, не имеющего никакой кредитной истории. Банк может не требовать с фермера целый пакет документов, он просто относит его к категории мелких фермеров - и все".
По словам эксперта, Всемирный Банк, ЕБРР и прочие международные финансовые организации давно выказывали желание софинансировать этот фонд, пополам с украинским государством. В то же время фонд вовсе не будет некой благотворительной организацией. Его монетизация будет происходить за счет того, что он работает в качестве страховой компании по вкладам (заплатят банки) и одновременно реализует госпрограмму поддержки малого сельского бизнеса (заплатит государство).
Получается, что если все пойдет так, как планируется, Фонд гарантирования кредитов окажется крайне необходимым элементом инфраструктуры рынка земель сельхозназначения и инструментом развития, в первую очередь, малых сельхозпроизводителей.