• USD 42.3
  • EUR 43.6
  • GBP 52
Спецпроекты

Венчурные копейки. Почему плохо растет украинский рынок стартапов

Украинский рынок стартапов не растет: проектов, интересных международным инвесторам, все меньше, а государство не определилось с приоритетами
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

Несколько дней назад американская компания Abstract купила украинский стартап Flawless App. Сумма сделки неизвестна, но инвесторы прежде оценивали компанию в $2 млн. Для Запада это не такая большая цена за молодую перспективную IT-компанию, но в масштабах украинского рынка - это событие.

Хотя украинский рынок стартапов пока очень маленький, но он живет, развивается, на нем крутятся очень приличные по нашим меркам деньги. О том, как устроен этот рынок, "ДС" поговорила с Михаилом Котовым, в прошлом главным редактором "Forbes Украина", а сегодня - партнером израильского венчурного фонда Altair Capital.

Украинский пейзаж глазами венчурного инвестора

Как украинский рынок венчурного финансирования можно оценить в цифрах? Например, посмотреть на крупнейшие инвестиционные сделки прошлого года - там, как правило, речь идет об инвестициях на миллионы долларов. Но такие сделки можно пересчитать по пальцам одной руки. В большинстве же случаев имеют место "посевные" и "предпосевные" вложения, которые ограничиваются суммами в районе $10 тыс. Общий же объем рынка венчурного инвестирования в Украине - в районе $100 млн в год.

Крупных (относительно) сделок со стартапами на украинском рынке в прошлом году было заключено 12. Среди участников рынка со стороны инвесторов - "бизнес-ангелы" (частные инвесторы на ранних стадиях и с небольшими суммами денег), а также украинские, зарубежные и смешанные венчурные фонды. Всех их вместе взятых около 50.

В 2019-м самыми активными на украинском рынке были такие компании, как TA Ventures (заключила три заметные - более $1 млн - сделки с украинскими стартапами), AVentures Capital (достаточно старый игрок на украинском рынке) и Genesis Investments (новый игрок).

Как правило, суммы конкретных инвестпроектов не обнародуются. Непрозрачность украинского рынка стартапов, по мнению Михаила Котова, это следствие общей непрозрачности украинской экономики, а заодно судебной системы, боязни потерять собственность. Это тот самый случай, когда деньги любят тишину.

Реклама на dsnews.ua

В свою очередь, украинское государство старается как-то помогать стартапам, но эффективность такой помощи пока сомнительна. Еще два года назад министр финансов Оксана Маркарова заявляла, что сфера IT-бизнеса, венчура, стартапов очень перспективна и государство должно позаботиться о поддержке и развитии соответствующей инфраструктуры. С тех пор был сформирован государственный фонд, готовый давать гранты на развитие стартапов. Также пытались создать "фонд фондов", то есть госфонд, который не сам будет вкладываться в стартапы, а делать это через частные фонды, хорошо разбирающиеся в данной проблематике. Но к такому оказалось не готово украинское законодательство.

Теперь вопросом создания "фонда фондов" в венчурной сфере должно заняться Министерство цифровой трансформации. Одной из своих задач оно ставит разворот украинского законодательства в сторону стартапов и венчурной индустрии в целом.

Однако при этом в украинском законодательстве до сих пор нет понятия "стартап". Хотя оно может появиться в ближайшее время. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №2615, которым предлагается ввести новую пятую группу для субъектов хозяйствования, использующих упрощенную систему налогообложения. Задача законопроекта - обеспечить налоговую поддержку стартапов как нового, инновационного бизнеса. При этом проект предлагает довольно странную дефиницию для стартапа - "новосозданный субъект хозяйствования (юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель), который еще не определился с формой налогообложения". То есть теоретически стартапом может считаться и банальный вновь открытый магазин. В мировой же практике стартап - это молодая технологическая компания, которая показывает очень хороший рост по ключевым показателям - аудитория, выручка и пр. - за счет какой-то новой технологии, своего ноу-хау.

Каждый защищает свои деньги

Участники рынка предлагают стимулировать стартап-сферу Украины через введение налога на выведенный капитал (ННВК): дескать, это будет стимулировать IT-предпринимателей вкладывать полученную прибыль в собственный проект.

Однако с точки зрения государства это не очень хорошо. Молодые IT-компании на постсоветском пространстве (если не умирают вскоре после запуска) проходят вполне определенный жизненный цикл: "посевная" инвестиция, бурный рост (все средства вкладываются в саморазвитие), один или несколько раундов венчурных инвестиций, масштабирование, покупка международным IT-гигантом. Например, эстонский Skype купила американская Microsoft, а белорусский Viber - японская Rakuten. То есть выросший в крупную компанию стартап обычно меняет собственника, и в стране происхождения в лучшем случае остается часть команды разработчиков. Менеджеры, основатели, штаб-квартира, финансовые потоки переезжают в Калифорнию, Лондон, на Кипр или вообще в Монако.

Хороший пример - белорусская компания Wargaming, создатель бешено популярной игры World of Tanks. Как только стало понятно, что ее бизнес превращается в многомиллионный (сегодня уже более чем миллиардный), учредители тут же перенесли штаб-квартиру на Кипр, купили там банк (денежные потоки гонять), потом провели IPO в Лондоне. А в Минске остались маркетологи и рядовые программисты.

Понятно, что при таком раскладе ННВК не имеет смысла - у IT-компании обычно нет основного капитала в виде цехов, оборудования, земли и пр. То есть все ее инвестиции в случае бизнес-эмиграции уедут вместе с ней. А эмиграция куда-нибудь в Кремниевую долину обычно и является изначальной целью создателей стартапа. Мало кто из IT-предпринимателей ориентируется на украинский рынок. По сути своей стартап-бизнес "калифорниецентричен".

Но это не значит, что создатели стартпапов не патриоты своей страны. Просто венчурные инвесторы выступают в роли своего рода "естественного отбора", и отбор происходит совсем не по критериям нужности Украине.

"В прошлом году я слышал от многих венчурных инвесторов, что инвестиции в стартапы в Украине в 2019-м не только не выросли, но даже несколько снизились, - говорит Михаил Котов. - Причина - инвесторы не видят глобальных перспектив у тех стартапов, которые остаются в Украине. Если стартап не готов масштабироваться до международного, венчурный инвестор ему просто не даст денег. Это в самой природе венчурного инвестора: он инвестирует в 10 стартапов, семь умирают, двое прозябают на грани рентабельности, один выстреливает - и он должен окупить инвестору вложения во все 10 и принести прибыль. Понятно, что такое возможно при ориентации на мировой рынок, и не иначе".

Примерно половина венчурного рынка в Украине, по оценке Михаила Котова, находится в тени, да и в целом у общества слишком мало информации о молодых, талантливых ребятах, которые что-то делают, разрабатывают, изобретают. Но у самих разработчиков есть уверенность, что их идеи перевернут мир, и она в итоге становится главным двигателем инноваций в нашей стране.

    Реклама на dsnews.ua