Здоровый аппетит. Дойдет ли очередь до конфискации имущества Ахметова
Говоря о спецконфискации, члены правительства и народные депутаты называют две суммы: 10,5 млрд грн и $1,5 млрд, что приблизительно эквивалентно 40 млрд грн. Они различаются почти в четыре раза, дельта между ними составляет порядка 30 млрд грн. Тем интереснее, в чем причина такого разнобоя.
10,5 млрд грн - это точная сумма, которая фигурирует в проекте госбюджета-2017 как "конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения". Согласно проекту вся эта сумма должна поступить в спецфонд госбюджета и наполнить целевой фонд для обеспечения обороны и безопасности государства. Статьи расходов госбюджета, на которые пойдут эти деньги, отображены в инфографике.
Правда, чтобы казна пополнилась конфискованными средствами, депутатам предстоит принять кабминовский законопроект об обеспечении взыскания в доход государства необоснованных активов. Если спецконфискация не состоится, то больше всего пострадают территориальные общины: Госфонд регионального развития не получит 5 млрд грн и останется пустым, также местные бюджеты лишатся 1 млрд грн субвенции на формирование инфраструктуры объединенных теробщин. Сфера безопасности и обороны потеряет 3 млрд грн, включая заказы для предприятий космической отрасли. Наконец, малые и средние сельхозпроизводители лишатся обещанной им господдержки в объеме 1,5 млрд грн. Все эти направления были многократно пропиарены премьером, когда он представлял проект бюджета, и другими членами правительства.
Теперь о второй сумме - в размере $1,5 млрд. Именно столько, по утверждению премьера, а также министров юстиции и финансов, можно будет вернуть в госбюджет после принятия закона о спецконфискации. Но для этого, согласно проекту, необходимо, чтобы по каждому такому делу генпрокурор или руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры обратился в суд, а суд, в свою очередь, удовлетворил поданный иск. Понятно, что по каким-то искам судебное решение может быть вынесено быстро, по каким-то - затянуться, а некоторые иски суд вообще может отклонить, сочтя их недостаточно обоснованными. Таким образом, $1,5 млрд, или 40 млрд грн - это задача-максимум, которая, скорее всего, не будет выполнена в полном объеме, а 10,5 млрд грн - это задача-минимум, в решении которой правительство уверено настолько твердо, что записало эту сумму в проект бюджета-2017.
Однако вполне возможно, что реальный объем удовлетворенных исков превысит задачу-минимум. К тому же в ходе начатых уголовных производств могут всплыть новые активы. Судьба дополнительных конфискованных средств - сверх 10,5 млрд грн, которые уже расписаны по статьям расходов, - остается неясной.
Собственное предложение подготовил "Народный фронт". Еще
7 сентября Людмила Денисова, Максим Бурбак и Александр Горбунов внесли законопроект, предлагающий конфискованные средства и выручку от реализации конфискованного имущества поделить поровну между программами соцзащиты населения и целевым фондом для обеспечения обороны и безопасности государства.
Возможно, Кабмин и правящая коалиция сумеют выработать компромисс без лишних скандалов. Но в любом случае можно прогнозировать, что в следующем году политические конкуренты правительства (даже внутри коалиции) и различные СМИ будут пристально следить, сойдется ли дебет с кредитом и не потеряется ли какая-то часть конфискованных средств по дороге от арестованных банковских счетов до госказны.
С другой стороны, поскольку спецконфискация растянется во времени, она превратится в постоянный фактор политической жизни. Каждый месяц будут какие-то сообщения о судебных процессах и средствах, изъятых в бюджет. Как следствие, общество будет требовать все новых и новых жертв.
Первый шаг в этом направлении уже намечен. 5 сентября внесен законопроект, среди новаций которого можно найти тюремный срок до восьми лет с конфискацией имущества для госрегистраторов, причастных к рейдерству. В поддержку этой инициативы активно выступает министр юстиции, утверждающий, что проект разработан депутатами и экспертами совместно с Минюстом и Кабмином. В инициаторы проекта записались 16 депутатов (шесть из БПП, по три из "НФ" и "Самопомочі", двое из Радикальной партии Олега Ляшко, по одному из "Батьківщини" и "Відродження"). Если верить закону возрастания аппетита, на госрегистраторах дело не закончится.