• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Зачем РФ военная база на Земле Франца-Иосифа

Запугать соседей, а затем пригласить к столу переговоров и выставить ряд условий — типичная кремлевская логика действий применяется и в арктическом регионе
Фото: pikabu.ru
Фото: pikabu.ru
Реклама на dsnews.ua

Гетто для коренных народов

Осенью прошлого года российская пресса рассказывала о завершении строительства военной базы и аэродрома на острове Земля Александры, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа (ЗФИ). Эта "ничейная" территория, открытая Австро-Венгерской экспедицией, была аннексирована СССР в 1926 г. Географически архипелаг расположен в секторе Ненецкого автономного округа РФ. Он находится в зоне исторических ненецких, а не российско-поморских китобойных и рыбных промыслов. Во время наследования акта аннексии СССР данной территории РФ показала себя фиктивной федерацией, отказавшейся восстановить постсоветскую справедливость в отношении Ненецкой автономии. ЗФИ был приписан не к ней, а к Приморс­кому району Архан­гельской области. К слову, с целью сузить возможности для развития Ненецкой автономии архипелаг Новая Земля также приписан к Архангельской области в ранге муниципального образования.

Уже почти в течение ста лет Москва умышленно отказывается генерировать вменяемую политику в отношении народностей Крайнего Севера и расширения их законных прав на самоопределение.

Дистанция между коренными народами и пришлыми из метрополии огромна, и она стремительно увеличивается благодаря вхождению мира в эру новых коммуникаций. Привычными методами изоляции и мифотворчества пар социального недовольства уже не выпустишь. Катализатором опасности для РФ в этом отношении выглядит беспрецедентный социально-экономический прогресс коренных народов в соседней Финляндии, а также практически конфедеративный этнический суверенитет эвенков в Канаде. Если двадцать и более лет назад о достижениях соплеменников в других странах народы Севера РФ практически ничего не знали, то теперь знают, делают выводы и усиливают трансграничные связи. Посильный вклад вносит курируемый странами Северной Европы трансграничный гражданский проект "Совет Баренцева/Евроарктического региона", который в любой момент может стать юридически безупречно оформленной надгосударственной базой для уменьшения влияния Москвы на местные коренные народы.

Найти себя в горизонтальных и трансграничных связях российская политика не может. Поэтому решает растущую опасность привычным способом - усилением милитаризации, централизации и запугивания.

Таким образом, строительство военной базы на архипелаге ЗФИ в сложившемся контексте - это совершенно ясная проекция российских страхов. Охватывающих не только Кремль, собиравшийся долго стричь купоны с разработки месторождений нефти и газа в регионе, но и низовой социальный уровень, на котором господствует стереотип неприкрытого расизма по отношению к представителям коренных народов.

Ядерный шантаж

Реклама на dsnews.ua

Не менее важной компонентой "урегулирования" по-российски является возобновление масштабного международного шантажа угрозой проведения полноценных ядерных взрывов на Новой Земле. Посеять атмосферу страха и настороженности в странах Баренц-региона, чтобы ограничить трансграничные коммуникации, Москве помогают утонченные, как считают в российской столице, медиа- приемы. К примеру, широкоизвестное заявление представителя Генштаба РФ о том, что с 2012 г. Россия возобновила так называемые регулярные некритические испытания ядерных боеголовок на полигоне в проливе Маточкин Шар. Этот пролив из-за природных факторов хорошо изолирован от средств оптической разведки спутников и подводных лодок. Что касается некритических подрывов ядерных боевых головных частей (БГЧ), то они не подпадают под букву международных договоров о запрете ядерных испытаний и считаются "гибридными" ядерными взрывами. Во время их проведения испытывается не ударная мощь заряда, а целостность корпуса БГЧ, работоспособность взрывателя и расчетные параметры состояния активной зоны. Тест проводится путем "частичного" подрыва заряда-инициатора, и плутониевый активатор бомб при этом остается номинально незатронутым, якобы не нанося вреда окружающей среде. Вместо традиционной для подземных подрывов БГЧ воронки такой "гибридный" ядерный взрыв формирует радиус термического остекленения грунта. В условиях сезонной эрозии вечной мерзлоты от талых вод стекло дает трещины. Это приводит к росту радиоактивного загрязнения от фрагментов подорванных боеголовок. Точно проверить, что именно происходит с 2012 г. на Новой Земле, невозможно. Это могут быть и опасные во всех отношениях "гибридные" взрывы. А может быть и новый, чисто российский дешевый способ утилизации неисправных или устаревших атомных боеголовок. (Обычно его проводят методом демонтажа и сложной заводской трансмутации радиоактивных элементов.)

Сея загадки вокруг характера взрывов и тем самым напрягая обстановку в Баренц-регионе, Москва в типичной для себя парадигме рассчитывает достичь поставленной цели - запугать соседей, чтобы затем пригласить к столу переговоров и выставить ряд условий. Например, предложить ограничить трансграничные коммуникации между коренными народами. Или классифицировать миниатюрные метеозонды экологического контроля как секретное оружие ПРО стран НАТО.

В целом российская казарменная колонизация Арктики вкупе с шантажом стран региона - это такая оригинальная доктрина доминирования в регионе. Вместо низовой трансграничной интеграции эта доктрина предполагает выносить местные вопросы на самый верх, в Москву. Никакого безвизового режима для коренных народов Севера, более того, по аналогии с Украиной в любой момент может быть объявлено о "засевших в Лапландии фашистах". Эта доктрина также не предполагает права иностранных инвесторов самостоятельно вывозить сырье, добытое за счет собственных инвестиций. В экономическом плане она навязывает инвесторам посредничество "Газпрома", "Роснефти" или компаний "кремлевского кассира" Аркадия Ротенберга. К слову, компании последнего проявляют очень большую активность в Арктике, и это лишний раз доказывает, что с казарменной колонизацией Севера у РФ имеется именно проработанная доктрина, а не цепочка случайностей.

Альтернатива всей этой российской вакханалии личных, государственных и военных интересов есть, и она расположена поблизости от ЗФИ - это принадлежащий Норвегии архипелаг Шпицберген. Он номинирован как демилитаризированный регион с режимом свободной экономической зоны и безвизового посещения. Ранее главной причиной беспокойства Норвегии из-за возможного обострения ситуации на архипелаге были близлежащие месторождения нефти и газа. С падением мировых цен на углеводороды их привлекательность снизилась. Но Шпицбергену от этого легче не стало, потому что его территория - это наиболее вероятный плацдарм для чисто военного противостояния или демарша РФ. С другой стороны, в мирном будущем, если российская казарменная колонизация Арктики будет продолжаться, нынешний статус архипелага может превратить его в главную площадку торговых и туристических коммуникаций в регионе. Он может стать примером для тех российских северных территорий, которые жаждут экономического развития и национального самоопределения. Понимая такую опасность, Кремль, как минимум при его нынешних хозяевах, обречен продолжать играть роль главного пугала в Баренц-регионе.

Россия отвечает на "проекции силы"

В 2012 г. единственной амбицией РФ в Заполярье считались очень давние планы по восстановлению полноценной базы дальней авиации ВКС "Тикси-бухта" на крайнем севере Якутии. Она полностью прекратила гражданскую эксплуатацию в том же 2012-м, но не была достроена до статуса полноценной базы дальней авиации из-за слабости инфраструктуры военной тропосферной и космической связи в этом регионе. Эта полностью очищенная от гражданских якутов авиабаза используется российской противолодочной авиацией флота и пограничной службой ФСБ (формирование специального назначения, основной задачей которого является защита, охрана и оборона сухопутных и водных рубежей, а также исключительной экономической зоны РФ). В 2013 г. была восстановлена авиабаза на Новосибирских островах - в формате учений по захвату и восстановлению аэродрома противника.

Построение РФ "проекций силы" в регионе было обусловлено рядом внешних обстоятельств. В то время Канада взяла на вооружение серию новых арктических дронов, а США приступили к испытаниям арктической модификации стелс-бомбардировщиков. Но самым важным сигналом стал состоявшийся в том же 2013-м первый проход ледокола КНР через Северный полюс в Исландию в обход экономической зоны РФ. Открытие нового прямого торгового пути в прилегающих к территории РФ международных водах сопровождалось живописными геополитическими играми, такими как попытки КНР приобрести два больших участка необитаемых "туристических" земель в Исландии и Шпицбергене. Они успехом не увенчались, но Китай смог заключить с Исландией соглашение о праве "аварийной" посадки своих военных и военно-транспортных самолетов в состоящей в НАТО стране.
Кроме того, перед прокладкой первой китайской ледокольной трассы в Арктике Пекин завершил испытания своих первых сверхдальних тяжелых авиационных ракет. Китайская стратегическая авиация не имеет крупных авиабаз в Тихом океане, и военные специалисты считают, что запрос на оружие с дальностью более 5 тыс. км понадобится Пекину на другом направлении - как "проекция силы" на новые арктические торговые пути. К слову, сверхдальние китайские крылатые ракеты были разработаны в 2004-2010 гг. на основе импортированных из Украины в 2001-м неоснащенных ракет Х-55 производства Харьковского авиазавода и завода "Мотор Сич". После взятия китайского аналога этих ракет на вооружение Китайской Народной армией она стала обладателем полнокомплектной "триады" ядерного сдерживания. В настоящее время Пекин озабочен повышением качества потенциала сдерживания в Арктике - идет апгрейд ранее импортированных загоризонтных РЛС и элементов системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Несмотря на приватизацию трех ключевых украинских заводов - производителей средств СПРН, наша страна сохраняет и развивает свои технологии этого сектора. Данные об экспортных поставках таких технологий из Киева в Пекин традиционно отсутствуют, но после 2014 г. они были бы весьма кстати, помогая обескровить военного противника за счет многомиллиардных расходов на программы милитаризации Арктики.

О том, почему Арктика важна для Украины, читайте здесь

    Реклама на dsnews.ua