Неправильная блокировка. Какие последствия может иметь отчет Конгресса США о сотрудничестве ФБР и СБУ
В начале 2022 г. СБУ направляла в ФБР списки аккаунтов с просьбой их заблокировать. Но определенная часть из них вообще не была аффилирована с Кремлем.
Телеканал CNN 10 июля обнародовал некоторые детали из промежуточного отчета Комитета Палаты представителей по вопросам судопроизводства в США о взаимодействии между ФБР и СБУ в вопросах блокирования (по просьбе СБ) эккаунтов в соцсетях, которые, якобы, распространяли российскую дезинформацию.
Этот доклад, а точнее приведенные в нем факты, вызвали большой скандал в Соединенных Штатах. Ведь, как оказалось, среди тех эккаунтов, с блокировкой которых представители украинской спецслужбы просили помочь Бюро, далеко не все распространяли кремлевские нарративы. Скорее наоборот — в "черном списке" оказались американские и канадские журналисты, русскоязычная официальная учетная запись Государственного департамента, а вместе с ними ряд украинских авторов и ресурсов, критических по отношению к нашей власти.
Сам отчет "Сотрудничество ФБР со скомпрометированной украинской разведкой для цензуры американской свободы слова" (The FBI's Collaboration with Compromised Ukrainian Intelligence Agency to Censor American Speech), подготовленный вышеупомянутым Комитетом совместно с Подкомитетом по вопросам вооружений (оба возглавляет республиканец Джим Джордан, принадлежащий к сторонникам сокращения поддержки Украины), содержит достаточно конкретные примеры токсичности и вреда для свободы слова от такого сотрудничества.
Хотя, следует признать, кое-где документ, который есть в публичном доступе, больно откровенен, если учитывать постоянную заинтересованность России в подрыве демократических институтов в США и Европе.
Имена, пароли, явки и поправки
В докладе отмечается, что помощь ФБР Службе безопасности Украины в вопросах блокирования эккаунтов была "добровольным выбором" Бюро. Сотрудничали с СБУ по меньшей мере семь агентов Федерального Бюро.
Непосредственно за противодействие "операциям влияния извне на США" отвечает рабочая группа Бюро по иностранному влиянию (Foreign Influence Task Force, FITF). Это подразделение было создано по приказу директора ФБР Кристофера Рэя осенью 2017 г. FITF подчиняется Отделу контрразведки, и в его состав входят агенты, аналитики и другие сотрудники из "отделов контрразведки, кибер-отделов, борьбы с терроризмом и уголовных расследований".
FITF контактирует с другими ведомствами и социальными медиа. Далее авторы доклада даже называют вполне конкретные фамилии этих лиц. К примеру, тех, кто непосредственно отвечал за коммуникацию между ФБР и Кремниевой долиной (Google, Meta, Twitter и т.д.) с 2020 г. – это помощник спецагента и руководитель киберотдела офиса ФБР в Сан-Франциско Элвис Чан.
Приводится также имя связного между ФБР и СБУ – это Александр Кобзанец, спецагент ФБР и атташе по правовым вопросам (legat) в посольстве США в Киеве, получивший от СБУ перечни эккаунтов, которые спецслужба просила заблокировать. Вдобавок озвучивается количество таких "легатов" по всему миру.
Понятно, что подобные доклады, слушания и брифинги в США – это, прежде всего, о прозрачности и честности. Кроме, конечно, вопросов национальной безопасности, требующих максимального грифа секретности. Но не является ли риском для Соединенных Штатов обнародование конкретных имен представителей ФБР, задействованных в столь важной сфере защиты интересов страны?
Да, с одной стороны, вопрос сверхсерьезный, потому что речь идет о вероятном наступлении на свободу слова в Соединенных Штатах и Украине. И, как напоминают авторы доклада, первая поправка к Конституции США является "основой нашей политической системы и гарантирует каждому американцу право свободно выражать свое мнение без вмешательства правительства".
Впрочем, следует также принимать во внимание текущие реалии. А именно повышенный интерес российских спецслужб к дестабилизации стран, которые Москва считает враждебными, чего она достигает вмешательством во внутренние дела этих государств, в том числе и через соцсети. И Соединенные Штаты, к сожалению, на собственном опыте знают, какими катастрофическими могут быть последствия такого вмешательства. Именно поэтому, напомним, после вмешательства РФ в выборы в 2016 г. Конгресс де-факто запустил процесс инкорпорации социальных медиа в общее правовое поле, стремясь привнести немного больше порядка в этот некогда интернет-фронтир.
Поэтому косвенно начало отчета кажется несколько манипулятивным. Впрочем, это лишь мысли вслух, которые никоим образом не исключают серьезность проблемы и не оправдывают спецслужбы касаемо блокирования эккаунтов.
Тысячи запросов
Беспокойство конгрессменов и американского истеблишмента абсолютно понятно и ожидаемо, ведь вместе с откровенно пророссийскими и дезинформационными эккаунтами под нож в ряде случаев пошли вышеупомянутые Госдеп, журналисты из Канады и США, отдельные пользователи из этих стран.
Перечни таких аккаунтов СБУ начала присылать в ФБР зимой-весной 2022 г.
Один пример из отчета: спецагент ФБР Кобзанец 1 марта предоставил Meta электронную таблицу, полученную от СБУ, с 5 165 эккаунтами в Facebook с географической привязкой ("страна", "регион", "город"). Подавляющее количество – из России и Беларуси, однако содержались в таблице и американские учетные записи. Среди эккаунтов из черного списка СБУ, отмечают авторы отчета, были и такие, которые служба стремилась заблокировать превентивно, то есть до того, как они были раскручены. Хотя та же Meta блокировала далеко не все – представители компании обратили внимание Бюро на то, что в перечне были верифицированные официальные аккаунты, а также те, где, напротив, выражалась поддержка Украине.
И это только один пример, приведенный конгрессменами. Подробная информация, вероятно, будет предоставлена позже. Комитет обнародовал, напомним, промежуточный доклад. Однако даже он уже наделал шуму что в американском, что в украинском информационном пространстве. В то же время, он также потенциально может оказать негативное влияние на коммуникацию спецслужб США и Украины.
Возможные последствия
Пока неизвестно, является ли предоставление СБ Бюро перечней с эккаунтами, абсолютно не связанными с РФ или Беларусью, следствием преднамеренного вредительства или недостаточной бдительности.
Однако следует признать, что приведенные в отчете факты свидетельствуют о серьезных ошибках обеих спецслужб.
Собственно, ФБР, которое не могло не быть проинформированным о проблеме инфильтрированных в СБУ российских агентов, не проверяло поступающую из Киева информацию.
Что касается СБУ, то возникает вопрос: были ли сделаны соответствующие выводы, и что гораздо важнее – были ли проведены служебные расследования относительно потенциальных "кротов". Так, 17 июля 2022 г. президент Владимир Зеленский признал проблему инфильтрации российских агентов; в тот же день был задержан экс-председатель Управления СБУ в Крыму Олег Кулинич, а через два дня с поста главы СБУ был уволен Иван Баканов. Однако вопрос доверия и дальнейшего сотрудничества в контексте расследования Конгресса вновь приобретает актуальность. Репутации СБУ, где работают, как отмечается в отчете, также и патриоты Украины, и которая в докладе Конгресса названа "скомпрометированной" спецслужбой, нанесен нешуточный ущерб. Тем более что авторы документа отмечают, что ФБР продолжает с ней сотрудничество.
Не аукнетися ли это нам понижением уровня сотрудничества с американскими ведомствами по требованию конгрессменов?
И здесь стоит упомянуть кейс бывшего главы МВД Австрии Герберта Кикля, члена пророссийской Партии свободы (FPÖ). В 2018 г. его сотрудники провели обыски в офисах и домах сотрудников Федерального ведомства по защите конституции и борьбы с терроризмом (BVT) с целью изъятия документов, касающихся ультраправых радикалов, аффилированных, собственно, с FPÖ.
Кроме политического скандала и напряжения в отношениях между силовыми ведомствами, именно лояльность FPÖ к Кремлю вызвала опасения у спецслужб стран-партнеров Австрии, что Кикль и другие чиновники от этой партии с доступом к сверхчувствительной информации могли делиться ею с Россией. Это, как писали тогда The Washington Post и Die Presse, послужило поводом для спецслужб Европы и США свести к минимуму сотрудничество с австрийскими коллегами.
В нашей ситуации скандал из-за эккаунтов актуализирует для Вашингтона вопрос уязвимости СБУ, поскольку, как признают авторы отчета, уровень российского влияния на службу на сегодняшний день неизвестен. По всей вероятности, он гораздо меньше, но отсутствие четкой картинки может побуждать отдельных конгрессменов, собственно, настаивать на более осторожном сотрудничестве.
Впрочем, у этой медали есть и другая сторона. Результаты расследования могут быть использованы в предвыборной гонке в качестве аргумента в пользу сокращения поддержки Украины. Учитывая, что этот тезис активно эксплуатирует не только Дональд Трамп, но и его непосредственные конкуренты в рядах Республиканской партии, история с "неправильными" блокировками может вывести их риторику на новый уровень.