Звездный воин Трампа. "Космический Патрик" заменит в Пентагоне "Бешеного Пса"
В связи с уходом в отставку Джеймса Мэттиса, выразившего таким образом несогласие с решением Трампа о выводе войск из Сирии и сокращении более чем на треть американского контингента в Афганистане, обязанности министра обороны США с первого января 2019 года будет исполнять его первый заместитель Патрик Шанахан. В ранге и. о. Шанахан будет пребывать до утверждения в новой должности Комитетом по делам вооруженных сил Сената.
Человек со стороны
Конечно, новый министр уже "обкатан" как первый зам, а к моменту утверждения будет иметь и некоторый стаж в качестве и. о. Стоит, однако, вспомнить, что 17 месяцев назад, когда Шанахана утверждали в должности замминистра обороны США, председатель Комитета, ныне покойный сенатор Джон Маккейн, подверг его весьма пристрастному допросу. Начав с вопроса о том, не помешают ли Шанахану на посту замминистра его давние связи с корпорацией Boeing - одним из крупнейших подрядчиков МО США, Маккейн перешел к украинской теме. Когда же на вопрос об отношении Шанахана к оказанию военной помощи Украине - в виде поставок оружия для противостояния пророссийским сепаратистам - тот ответил, что "изучит эту проблему", - Маккейн устроил кандидату разнос, пригрозив заблокировать его кандидатуру.
И хотя Шанахан сразу же изменил свой ответ, сказав, что поддерживает вооружение Украины, Маккейн все равно остался недоволен. "Почему после всех этих лет меня все еще беспокоит, что вы скажете, когда вам придется столкнуться с этой проблемой? Вы не знали о проблеме? Вам не было известно о действиях сенатского комитета по вооруженным силам? Разве вы не знали о тысячах людей, которые были убиты Владимиром Путиным?", - выговаривал он Шанахану.
Маккейн также выражал опасения в связи с тем, что Шанахан никогда не работал в Пентагоне, и не знает специфики этого ведомства.Сходные нарекания высказывал в дальнейшем, правда, в анонимном интервью, и бывший чиновник Пентагона, работавший с Шанаханом после его утверждения.
С другой стороны, Мэттис, судя по всему, был доволен своим заместителем - а тот, в свою очередь, высоко отзывался о Мэттисе. По всей вероятности, вояка Мэттис и менеджер-технократ Шанахан составляли удачный тандем. Но сможет ли Шанахан рулить Министерством обороны уже самостоятельно, после ухода Мэттиса? Тем более что новый министр приходит в сложное для Пентагона время - и в связи с этим неизбежно будет находиться в центре внимания СМИ. Сложностей же достаточно: помимо планов Трампа вывести тысячи военнослужащих из Сирии и Афганистана Пентагону нужно будет провести через Конгресс военный бюджет в $750 млрд, что критически важно для запуска программы по созданию отдельных Космических сил.
Таким образом, хотя Маккейна уже нет в живых, ситуация с утверждением Шанахана выглядит не вполне однозначно. С большой долей вероятности все пройдет гладко, но существует и шанс, что новый министр надолго застрянет в ранге и. о. К примеру, камнем преткновения может стать карьера Шанахана в корпорации Boeing и тесные связи с ней.
Ранее, в должности замминистра, стремясь отвести от себя возможные обвинения в лоббировании интересов Boeing, Шанахан создал систему оповещения, которая должна была уведомлять его сотрудников о возникновении проблемы, связанной именно с этой компанией, с тем чтобы Шанахан не занимался вопросами, касающимися Boeing. Об этом сообщал Bloomberg в августе 2017 г. Правда, такая система могла работать только тогда, когда Шанахан был замминистра, да и то достаточно условно. Так что не исключено, что вопрос о связи Шанахана с Boeing вновь возникнет в ходе утверждения его кандидатуры уже на министерскую должность
Война как бизнес-проект
Налицо также и смена концепций: на место вояки Мэттиса приходит технарь: авиационный инженер и менеджер, сделавший 30-летнюю карьеру в Boeing, в котором он дорос до уровня старшего вице-президента. Работая в Boeing, Шанахан курировал и возглавлял ряд технических программ, в том числе и в интересах Минобороны, но, в отличие от Мэттиса, у него нет военного опыта, и, не считая 17 месяцев на посту замминистра, нет опыта госслужбы, а также опыта во внешней политике. Несомненно, что для Трампа, озабоченного в первую очередь тем, чтобы стабилизировать свое крайне непростое положение и удержаться в Белом доме на второй срок, Шанахан будет удобнее, чем строптивый Мэттис. Кроме того, Шанахан в роли главы МО полностью отвечает стремлению Трампа к созданию Космических сил: с приходом в Пентагон в качестве первого зама июле 2017 г. он возглавил команду, подготовившую предложение по их созданию.
Помимо этого, Шанахан отвечал и за проведение внутренних реформ в Пентагоне, целью которых была оптимизация его работы. Это явно не лучшая для обретения популярности задача, чем, возможно и объясняются упреки в непонимании корпоративного духа, раздающиеся в его адрес.
Личная жизнь
Патрику Шанахану 56 лет - его день рождения 27 июня 1962 г. Он получил степень бакалавра в Университете Вашингтона и две степени магистра - машиностроения и делового администрирования в в Массачусетском технологическом институте.
Шанахан поступил на работу к Boeing в 1986 г, и к апрелю 2016-го стал старшим вице-президентом Boeing, отвечавшим за логистику корпорации, а также членом исполнительного совета Boeing.
У Шанахана трое детей, он разведен. Знающие его люди говорят о нем как о любителе гольфа и большом мастере саркастичных шуток с серьезным лицом.
Глядя из Киева
Несомненно, Мэттис был более последовательным сторонником поддержки Украины, чем им может быть Шанахан, даже при самом лучшем для нас сценарии. Кроме того, Мэттис, согласно определению, появившемуся в американских СМИ, был "одним из взрослых в комнате", то есть опытных людей, сдерживающих Трампа. В частности, он был одним из тех, кто отговорил Трампа провести встречу с Путиным в Вашингтоне после встречи в Хельсинки, на которой Путин пытался втолкнуть в обсуждение "альтернативные" решения конфликта на Донбассе.
Шанахан же в силу своего положения "варяга", лишенного ведомственной поддержки и помноженного к тому же на отсутствие опыта, не сможет проводить сколь-нибудь самостоятельную линию. Он будет твердо следовать в фарватере Трампа, без каких-либо вариантов. Для Трампа же, как уже было сказано, сейчас важнее всего внутренняя политика. Именно внутриполитическими расчетами Трампа и вызван уход армии США из Сирии.
Можно поспорить о том, чего тут больше: чистого популизма перед началом предвыборной кампании 2020 г. - время уже поджимает, и Трампу пора думать о своих перспективах на второй срок, а они выглядят не слишком радостно - либо высокоинтеллектуальной многоходовки, когда, вместо того чтобы по старой модели действовать военной силой, Трамп будет делать ставку на экономические меры и продвигать США на роль гегемона на рынках нефти, газа и других важнейших товаров, давя врагов не танками и бомбами, а торговыми хитростями. Но то, что этот шаг в любом случае носит характер именно, и в первую очередь, внутриполитический - бесспорно. Сейчас в жертву внутренней политике принесены курды, выполнившие значительную часть работы по борьбе с ИГИЛ и фактически предаваемые США в связи с их уходом из Сирии. Министр обороны Турции уже заявил: "Пусть курды роют окопы и блиндажи, мы их там и похороним".
Прямых аналогий с Украиной тут нет... во всяком случае, пока нет. Но косвенные усматриваются очень легко, особенно с учетом того факта, что Украина для Трампа - тема больная и "токсичная", именно из-за ассоциаций с Кремлем и со всем, что в сознании американского избирателя способно связать Трампа с Москвой.