Казус Усика. Что нам делать, если Гассиев рявкнет "Слава Украине!"
Не успел в Москве отгреметь Чемпионат мира по футболу... Не успела воля наших патриотически настроенных масс капитулировать перед соблазном поболеть за тех, кто героически (и, как впоследствии выяснится, во славу Украины) надерет задницу российской сборной, как оказалась перед новым испытанием и искушением. Впрочем, провалить это испытание и поддаться этому искушению на сей раз будет гораздо легче. Потому что теперь имеется вполне патриотический, резонный и логичный повод воздержаться от бойкота спортивного шоу вновь устроенного в Москве.
В субботу состоится финальный поединок турнира "Всемирной суперсерии бокса" (WBSS) между Александром Усиком и Муратом Гассиевым. На кону поединка будут стоять пояса WBO, WBC, WBA, IBF и The Ring, а также трофей Мохаммеда Али и $10 млн призовых. Уже неоднократно говорено - и устроителями, и бойцами - что WBSS - это как Лига чемпионов, только не футбольная, а боксерская. И, конечно, же, на этот раз никто даже не заикается о бойкоте. На этот раз спорт по-настоящему вне политики.
Для тех же, кто не понимает, в чем принципиальное отличие просто красивого бокса в Москве от просто красивого футбола в Москве (помимо того, что второй временами включает элементы первого), тоже есть аргумент. Прелесть патриотизма состоит в его релятивизме. И если есть шанс, что украинский стяг взовьется в логове зверя, значит, надо смотреть. Надо болеть за нашего.
Хотя как раз "нашего" там не будет. Причем ни в одном углу ринга. Большой бизнес вообще, шоу-бизнес в частности и спортивный в особенности по сути своей космополитичен. Он живет в реальности, настолько иной, что впору проводить параллели со "Звездными войнами". Был ли Люк Скайуокер патриотом родного Татуина? Хоть когда-нибудь? Ну разве что при случае помянул. А вот его обреченным жить на "бесполезном куске камня" однопланетникам наверняка льстило, что в песках их забытого всеми богами мирка родился такой выдающийся воин.
В общем, в качестве способа поглаживания коллективного эго бой Усика с Гассиевым не лучше и не хуже, скажем, восхищения "бравшим Москву Сагайдачным". Тем более что с точки зрения исторической перспективы достижения и Усика, и Сагайдачного вполне сопоставимы: максимум гордости при минимуме практической пользы для последующих поколений. Так что смотрите себе. Развлекайтесь. Но не драматизируйте излишне. Потому что если ваш кумир вдруг скажет после матча что-то, что вам не понравится, получится конфузно. Хотя, наверное, не так конфузно, как если его противник в случае своей победы рявкнет по окончании боя "Слава Украине!"
Только глядя это риэлити-шоу, стоит учитывать, что для кое-кого это дело государственной важности. Настолько, что этот "кто-то" был готов перекупить бой у Саудовской Аравии. Нет, оно, конечно, с чисто коммерческой точки зрения, поединок выгоднее проводить там, где он лучше продастся. А спрос на украино-российский поединок в зоне Персидского залива... Так себе затея. Вот только и в Москве за три дня до боя удалось продать чуть больше половины билетов. Но какая разница, если государство через национальные каналы башляет за трансляцию? А уж если главой наблюдательного совета федеральной федерации бокса является глава путинской службы безопасности, будьте уверены: режим наибольшего благоприятствия гарантирован.
Любая диктатура возводит спорт в ранг государственного культа. На базовом уровне - как элемент подготовки призывного и мобилизационного резерва для нужд массовой армии. Уровнем выше - как элемент пропаганды глобального превосходства - стоит спорт высоких достижений. Эти два уровня были не только отработаны, но и доведены до совершенства Германией и СССР, а впоследствии и Китаем с КНДР.
Но путинский режим сумел поставить себе на службу третий уровень, до сих пор, казалось бы, присущий только демократиям - спорт как индустрию развлечений. Причем ему удалось достичь сразу двух целей.
Первая - кооптация западных элит и бизнеса многомиллиардными контрактами. Минувший чемпионат - с момента определения страны-хозяйки вплоть до финала - вполне ясно продемонстрировал, как это работает.
Вторая - причем куда более важная с точки зрения стабильности режима, сводится опять-таки к мобилизации, но уже гражданской. Наряду с "русским миром" и милитаризмом спорт как шоу для российского руководства стал эффективным инструментом создания политической нации, при том что эту нетривиальную задачу Москве до сих пор не удавалось решить ни при каком режиме. И хотя по сравнению с остальными двумя этот инструмент, очевидно, менее инвазивен и агрессивен, он в этой триаде ничуть не менее важен. Что, опять-таки продемонстрировал минувший чемпионат с его атмосферой бесконфликтной "русскости" и тотального единения.
Как примирить гомофоба с "голубым"? - Выдать им по кокошнику и расписать под хохлому. Как заставить либералов хвалить Путина? - Показать "лучший чемпионат в истории". Как выработать условный рефлекс у только что вновь обобранной массовки, о которой вспоминают только под выборы? - Дать ей вволю поорать "Рас-си-йя!". И вот, пожалуйста, все население недоколонии-недоимперии сливается в экстазе превращения крайне неоднородной массы, которую Ельцин называл одолженным (у украинцев и уже потому - но не только) неудобным словом "россияне" в русских. Независимо от этнической принадлежности, вероисповедания, мировоззрения, рода занятий, социального положения и отношения к власти. Вот оно: якут, татарин и чеченец - каждый из них, наконец, стал русским. Один народ. Бинго. Субботний матч продолжит крепить это единство. Может быть, и не столь массово, как чемпионат. Но по тем же шаблонам.
Спорт вне политики? Что ж, хорошая попытка.