Понять Россию. Как МИД Италии сел в лужу со своим "Планом Мореля"

Теперь Москва собирается защищать "своих" не только по этнокультурному признаку, но и по политической ориентации. Но итальянские дипломаты этого не поняли

Глава МИД Италии Луиджи ди Майо

Вчера произошли два знаковых события, которые наглядно демонстрируют, что:

  1. Кремль вынужден подправлять нарративы, оправдывающие его агрессию против Украины;
  2. Несмотря на восемь лет войны в Украине, несмотря на три месяца масштабного вторжения и такую же масштабную реконструкцию идеологии и практик тоталитаризма, желающие "понять Россию" не приблизились к своей цели ни на шаг.

Итак, по порядку. Первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко выступил с лекцией на марафоне "Новые горизонты". Марафон был охарактеризован как "просветительский", но фактически это типичное пропагандистское мероприятие в лучших советских традициях. Тем более что проводило его общество "Знание". Эту организацию Политбюро ЦК КПСС приравнивало к министерству I категории, а в последние годы оно находится под личным патронатом Владимира Путина.

Сквозной темой лекции были "спецоперация на Украине" и западные станции против России. Оправдывая войну, Кириенко фактически признал то, о чем давно говорило международное экспертное сообщество: решение Путина о вторжении не было обусловлено объективной необходимостью. Эту явку с повинной следует привести полностью: "Решение, которое наш президент принимал 24 февраля, оно описывалось в первую очередь не геополитическими вопросами. Хотя, безусловно, приближение НАТО к российским границам – это важнейшая проблема нашей страны. Это геополитическая проблема. Но мне кажется, что выбор был морально-нравственный – мы не бросаем своих, мы не бросаем людей, которые защищают свое право быть россиянами и быть русскими".

Здесь есть сразу несколько важных признаний. Во-первых, "морально-ценностное" решение вторгнуться в Украину продиктовано самим ее существованием и избранным ею путем развития. Хотя эту причину и маскирует тезис об отсутствии субъектности: "Против нас воюет объединенный Запад, прямо на территории Украины и, к сожалению, руками украинцев", – разглагольствует Кириенко. Параллельно это объясняет и провалы российской армии: мол, что вы хотели, как против нас целый западный мир?

Следующий момент, который бросается в глаза: решение о вступлении в Альянс Финляндии и Швеции заставляет российскую пропаганду переобуваться в полете. Заезженный за восемь лет агрессии против Украины трек о подлетном времени ракет и американские сапоги на границах России отправляется на списание. Более того, "оттуда грозить не будем шведу": спикер уровня Кириенко на полностью управляемой Кремлем площадке не сумел заявить ни об "адекватном ответе", ни о перенацеливании ракет. А до него глава МИД РФ Сергей Лавров отмахнулся от темы: мол, эти страны уже давно не нейтральны, и что поделаешь.

Однако это не отступление. Кремль совсем не отказывается от своей политики. Просто вносит в нее коррективы. И его ответ на расширение НАТО – обновленный нарратив о "русских, которые своих не бросают". Теперь Москва собирается защищать "своих" не только по этнокультурному признаку, но и по политической ориентации. Это откровенная угроза последующим аннексиям территорий по периметру РФ – от Украины до Финляндии, от Казахстана до Эстонии – конечно же, ради соотечественников, желающих не вернуться в Россию, а впустить Россию к себе. Фактически это следующий шаг в инструментализации диаспор с последующим применением в качестве орудия гибридной войны. Но эволюция поражает: от отождествления "русскоязычный – значит русский" до "русофил – значит русский" – это, согласитесь, космический рывок. Фактически это очередной ультиматум Кремля Западу: война может вспыхнуть где угодно и продолжаться сколько угодно долго, ведь "нравственно-ценностное" решение ее начать не ограничивается никакими рациональными факторами.

…Между тем Италия, активно включившаяся в гонку за европейское лидерство, разработала мирный план для Украины. Фактически это очередная реинкарнация – доработанная и обновленная – печально известного "плана Мореля", о котором, казалось, с началом – а главное – ходом полномасштабного вторжения в Украину вообще вспоминать неприлично. Впрочем, глава МИД Италии Луиджи Ди Майо благоразумно и не упоминал. Просто передал план генсеку ООН Антонио Гутерришу, подчеркнув, что цель Рима состоит в том, чтобы найти "справедливое, равноправное решение, согласованное между сторонами, на основе независимости и территориальной целостности Украины".

План предусматривает следующие пункты:

  • прекращение огня и ликвидацию линии боевых столкновений под надзором ООН;
  • вступление Украины в короткие сроки в ЕС и ее нейтральный статус без присоединения к НАТО;
  • соглашение между Украиной и Россией о "спорных территориях" Донбасса и Крыма для разрешения споров относительно международно-признанных границ;
  • новый многосторонний договор о мире и безопасности в Европе, призванный обеспечить контроль за вооружениями и предотвращение конфликтов.

На каждом этапе предусмотрена проверка выполнения обязательств, взятых на себя сторонами, чтобы можно было перейти к следующему этапу. Санкции против РФ, военно-техническая поддержка Украины и финансовая и гуманитарная помощь будут ей оставаться.

Ну что ж. Разберемся. ООН практически парализована тем, что государство-террорист, совершившее акт агрессии против государства-учредителя Организации, продолжает незаконно занимать место в Совбезе. Но это пустое. Она, безусловно, будет способна осуществлять соответствующий надзор. Мониторинговая группа ОБСЕ – еще одной парализованной организации – могла?

Международно зафиксированный нейтральный статус для Украины – это фактически признание права России (да, государства-террориста) диктовать условия НАТО и ветировать его решения. О нарушении вестфальских принципов вроде равноправия государств и уважения решений суверенных правительств можно не упоминать.

Относительно "спорных территорий" можно сказать одно: компетенция господина Майо, может, и позволяет ему занимать министерскую должность, но ее явно не хватает, чтобы понять, что "территориального спора" между Украиной и Россией нет. Просто вторая совершила акт агрессии, оккупации и противозаконной аннексии международно признанных территорий первой. Более того, открыто угрожает ее полным уничтожением.

Ну и, наконец, многосторонний договор. Международное право основывается на фундаментальном принципе Pacta sunt servanda – договоры должны выполняться. Россия систематически нарушает этот принцип, по меньшей мере, с 2008 года (на самом деле значительно дольше). Основа ее политической культуры – смесь мошенничества и права силы. Что может заставить ее соблюдать взятые на себя обязательства помимо поражения, а также жесткого и длительного режима санкций? Итальянский министр не дает ответа на этот вопрос. Упоминания о санкциях и поддержке Украины в его шпаргалке – не что иное, как ритуальные фразы, продиктованные правилами приличия. Тем более что ведущая итальянская газовая компания Eni спокойно игнорирует саму идею санкций, открывая рублевый счет в Газпромбанке. Ничего личного – только бизнес.

Но главное здесь не это. Главное, что итальянский МИД не понял Кириенко. Россия уже сказала этому плану четкое "нет!"