Звездные войны. Почему в США встревожены из-за космических маневров России
Россия в конце года заметно увеличила количество запусков спутников
Вечером 14 февраля американское информационное пространство всколыхнула информация об угрозе национальной безопасности США со стороны России в космосе. Что, отметим, совпало с политическими баталиями в Конгрессе о помощи Украине, Израилю, Тайваню и определенным изменением риторики топ-кандидата в номинанты на пост президента от Республиканской партии – Дональда Трампа.
В частности, Associated Press со ссылкой на информированные источники сообщило о получении спецслужбами конфиденциальных разведданных о противоспутниковом оружии России, которое потенциально может угрожать функционированию американских сателлитов на орбите, а следовательно, нанести удар по гражданским коммуникациям, спутниковой разведке и военным операциям США и союзников. Источники агентства не исключают, что оружие это может быть ядерным, хотя наверняка пока это неизвестно.
Этой информацией последние недели ведомства поделились с чиновниками, в том числе и законодателями в профильных комитетах обеих палат Конгресса, то есть с так называемой "Группой восьми" (Gang of Eight) – лидерами обеих партий в Палате представителей и Сената, руководителями и высокопоставленными членами разведывательных комитетов.
И один из них – республиканец Майк Тернер, глава комитета по разведке в Палате представителей – 14 февраля обратился в администрацию Джо Байдена с просьбой рассекретить информацию о том, что является "серьезной угрозой для национальной безопасности", поделиться ею со всеми членами Конгресса, чтобы, вдобавок, Штаты могли открыто обсудить с союзниками методы реагирования.
Впрочем, Белый дом на призыв Тернера отреагировал довольно прохладно. А по информации The New York Times, даже с определенным недовольством. Так, советник Белого дома по вопросам нацбезопасности Джейк Салливан отказался предоставить комментарий по поводу заявления Тернера, но сообщил о намерении встретиться с ним сегодня, 15 февраля.
В то же время демократ Джим Хаймс, высокопоставленный член Комитета разведки Палаты представителей соглашается, что проблема "серьезная" и поддержал Тернера в том, что тот акцентировал на этом внимание.
Искусственная сенсация?
На самом же деле движение России к милитаризации космоса и разработка соответствующих средств не новость.
Собственно, еще в начале 2020 г. стало известно о сомнительных операциях РФ в космическом пространстве, а именно об активном слежке, например, за спутником US 245 типа KH-11, принадлежащим Национальному управлению военно-космической разведки США. Слежка проводилась небольшим спутником, который Россия запустила 26 ноября 2019 г. внутри другого – большего – сателлита. Еще тогда командующий новосозданных Трампом Космических войск США Джон Реймонд предполагал, что Россия может использовать спутники не только для слежки, но и для атаки на американские аппараты.
Тем самым подзабытые со времен холодной войны "Звездные войны" вновь обрели актуальность на фоне более активного изучения и освоения космического пространства, в частности, космических тел с целью добычи ресурсов. И пока тогдашний министр торговли США Уилбур Росс в Давосе предлагал миру де-факто разработать и принять единую космическую политику, Россия двигалась в сторону, противоположную созданию такой международной системы. И двигалась не сама, а в компании с более продвинутым технологически и ресурсно Китаем.
Еще в апреле 2023 г. один из самых авторитетных в мире в вопросах нацбезопасности и обороны think tank – Центр стратегических и международных исследований (CSIS) – обнародовал подробный доклад о разработке Россией оружия для противодействия другим спутникам, хотя авторы также отмечали, что пока РФ воздерживается от использования в "космических войнах" всего арсенала антиспутниковых средств, созданных ею.
Однако с конца прошлого года фиксируется заметное увеличение запусков Россией с космодрома в Плесецке спутников разнообразного назначения, в том числе военного (вероятнее всего военного), например, 27 октября, 25 ноября, 21 декабря и 9 февраля.
Вместе с тем, в конце января уже этого года Bloomberg и The Economist посвящают обширные и информативные материалы деятельности Китая, России, а также Ирана в космосе, а именно запускам сателлитов, которые могут использоваться не только для сбора данных или ремонта других спутников, но и для нападения на сателлиты противника. Британский журнал вообще отмечает, что война в космосе больше не является "научной фантастикой".
Политика – просто космос
То есть на самом деле, с учетом этих публикаций, сообщений о многочисленных пусках спутников, CSIS и комментариях командующие Космическими войсками США, заявление Майка Тернера не является сенсацией. Разработка Москвой, Пекином и Тегераном средств слежки и нападения в космосе – секрет Полишинеля.
Так почему же на самом деле сейчас глава комитета по разведке Палаты представителей, который, заметим, относится к сторонникам оказания помощи Украине, вдруг об этом заговорил? Не причина ли в деструктивной оппозиции ультраконсервативного крыла Республиканской партии в нижней палате Конгресса?
Поэтому вполне вероятно, что вынесение в публичную плоскость фактора угрозы из космоса непосредственно для США со стороны РФ является рычагом влияния на трампистов, стремящихся схватиться за собственный изоляционизм и игнорировать не только Кремль, но и де-факто сформированную "ось зла 2.0" при участии Китая, Ирана, КНДР.
Примечательно и то, что вместе с тем был обнародован пессимистический прогноз о намерении Кремля завоевать Украину в 2026 г. авторства RUSI — Королевского объединенного института оборонных исследований Великобритании, министр иностранных дел которой Дэвид Кэмерон сейчас выступает в роли адвоката Украины, призывая конгрессменов наконец уже принять решение о предоставлении помощи.
Параллельно российский диктатор Владимир Путин дает еще одно интервью (уже своим карманным пропагандистам), что по сути является рефлексией на интервью Такеру Карлсону, не вызвавшее того ажиотажа, на который он рассчитывал. В нем Путин, в частности, жалуется, что не напал на нас раньше, и это является прямым месседжем Штатам и Европе. То есть снова повышает ставки.
На этом фоне снова всплывает Трамп с рядом противоречивых оценок.
Так, с одной стороны, по информации Bloomberg, он в случае победы на выборах намерен принудить Украину и Россию к переговорам. Кроме того, Трамп во время встречи с избирателями в Норт-Чарльтоне (Южная Каролина) 14 февраля, во-первых, утверждает, что он сделает для Украины больше, чем Байден; во-вторых, предлагает оказать нам помощь в формате кредитов, которые Украина, "если сможет, вернет", "если не сможет, то не должна". Плюс, как пишет Bloomberg, его советники Ларри Кудлоу и Роберт О'Брайен настаивали на ужесточении санкций в отношении российского Центробанка, чтобы принудить Путина к переговорам.
Конечно, не стоит верить в то, что Трамп вдруг изменил свою позицию. Особенно после того, как он, а также его авторитетные сторонники, постоянно выступали против оказания помощи Киеву и стояли на позиции необходимости для Украины разменять свои территории и людей на заморозку конфликта.
Но и нельзя не обратить внимание на такое странное изменение риторики после того, как Трамп вызвал волну возмущения со всех сторон из-за его заявления в той же Южной Каролине, но 10 февраля и в городе Конвей, о том, что он позволил бы России делать, что заблагорассудится, со странами-членами НАТО, которые тратят менее 2% ВВП на оборону. Свою позицию по расходам союзников он, в принципе, не изменил, однако именно из-за вероятности возвращения Трампа в Белый дом, европейские члены Альянса на самом деле увеличили расходы на оборону и генсек НАТО Йенс Столтенберг ожидает, что уже в этом году они потратят даже более 2% от ВВП.
Следовательно, имеет смысл предположить, что технологам Трампа пришлось корректировать соответствующее направление медийной кампании с целью удержать голоса тех консервативных избирателей, для которых влияние и роль США в защите демократии еще имеет определенную ценность.