Зомбоящик. Как Кремль через телевизор промывает мозги латышам
На протяжении последних нескольких месяцев в Латвии растет напряжение, связанное с угрозой со стороны России. Летом российские военные самолеты неоднократно нарушали воздушное пространство страны, провоцируя авиацию НАТО поднимать свои летательные аппараты. В августе у берегов Латвии начали появляться российские военные корабли. С прошлого года Латвия начала вкладывать средства в модернизацию военной инфраструктуры. В 2018 году расходы на армию, как ожидается, составят 2% ВВП.
В двухмиллионной стране каждый четвертый житель - русскоязычный. Правительство боится поощрений со стороны России сепаратистских тенденций, поэтому прибегает к спорным реформам. В соответствии с последними из них школьные учителя, которые окажутся нелояльными к государству, могут лишиться работы на срок до до пяти лет. Латыши также пытаются бороться с российской пропагандой, выставляющую Латвию страной, которая не в состоянии позаботиться об интересах живущего в ней российского меньшинства.
Латыши любят российские каналы
Главное здание Латвийского общественного телевидения в Риге - выкрашенное в серый цвет бетонное здание, насчитывающее несколько этажей. Похоже, что долгое время никто даже не думал о том, чтобы его отмыть или покрасить. Во всяком случае, признает генеральный директор LTV Иварс Белте, в последние годы телеканал не получал никаких инвестиций.
Годовой бюджет компании — 16-18 млн евро в год, из которых 12-13 млн дает государство. Остальные деньги Белте должен найти на открытом рынке, но рекламодатели щедростью не отличаются. В итоге аудитория LTV на протяжении многих лет неуклонно уменьшается — зрители предпочитают переключаться на российские каналы. Тем более, для 37% жителей Латвии русский язык — родной.
Вместо постоянно повторяющихся американских хитов в эфире общественного телевидения латыши выбирают русские реалити-шоу со знаменитостями или снятые в России сериалы.
Из-за нехватки средств LTV не может позволить себе производить собственный продукт, который мог бы конкурировать с российским. Поэтому вынужден выпускать в эфир архивное видео. В 2006 году российские каналы регулярно смотрели 16,7% латышей. В настоящее время это число выросло почти в два раза - до 31%.
Выигрышная пропаганда Москвы
"Многое изменилось в 2008-м, когда разразился финансовый кризис. Рекламный рынок упал процентов на 40-50%. Все стали получать меньше денег. Мы были удивлены, но русские, которые тоже прочувствовали кризис, продолжали вкладывать средства в свои каналы", - говорит Белте.
Латвийский медиаэксперт Айнар Димантс отмечает: идея заключалась в том, чтобы привлечь как можно большее количество зрителей к просмотру российских новостей. "Информационные программы, как правило, пропаганда в чистом виде: латыши плечо к плечу сражались с нацистами, а теперь дискриминируют русских. Русским постоянно повторяют, что латышам нельзя доверять, как и американцам. И теле-Россия в это верит", - говорит Димантс.
Белте пытался убедить латвийских политиков в необходимости создания своеобразного противовеса - русскоязычного канала, на котором можно было бы опровергать кремлевскую пропаганду. Но ничего не вышло. "Нашим политикам такие идеи не нравятся. Они считают, что это противоречило бы европейским ценностям", - отмечает Белте.
Несколько месяцев назад правительство Латвии запретило трансляцию в телесетях передач РТР Планета и Russia Today. Белте считает эту инициативу неэффективной, поскольку люди будут смотреть их, к примеру, через Интернет. В качестве утешения LTV получил "добро" на производство русскоязычного продукта. Идея возникла еще в 2014-м, вскоре после аннексии Крыма. Но общественное телевидение похвастаться влиятельностью не может. "У нас нет лояльных зрителей", - признается Белте.
Русский союз Латвии: через телевидение к избирателям
В Латвии сценарий, согласно которому здесь, как и в Украине, могут появиться "зеленые человечки", чтобы поддержать отделение части страны, считается довольно нереалистичным. Тем более, что большая часть русскоязычного населения проживает в столице Риге, а не на окраинах страны, которые легче было бы захватить.
Тем не менее, в последние годы растет популярность латвийских националистов. Национальный альянс на последних выборах в 2014 году получил более 16% голосов, - в два раза больше, чем в 2010-м.
Националисты требуют ликвидации специального образования для национальных меньшинств, в Латвии представленных преимущественно русскоязычным населением. Такие требования, впрочем, не новы - в 2004 году в стране уже сократили количество классов с русским языком обучения на 40%.
Противостоит им Русский союз Латвии, который националисты считают пятой колонной. Его лидеры в 2014-м посетили Крым, чтобы узаконить аннексию полуострова. Организованный там референдум представители союза считают честным, хотя почти весь мир придерживается другого мнения.
"Там действительно не было никакого сопротивления России", - говорит Мирослав Митрофанов, сопредседатель союза, бывший двукратный член парламента.
Русские хотят большей автономии
Митрофанов говорит, что в 2014-м ехал в Крым с тяжелой душой, боясь повторения киевского Майдана. В Крыму однако оказалось, что против русских якобы никто не протестовал.
"Многие хотели аннексии. Были ли "маленькие зеленые человечки"? Конечно, я собственными глазами их видел. Это была специальная операция Москвы, а не спонтанно возникшее желание населения. Что не меняет того факта, что живущие там русские действительно хотели отделиться. И в этом случае интересы Кремля переплетаются с интересами русских жителей Крыма", - говорит Митрофанов.
На тезис о том, что ситуация в Крыму - нарушение норм международного права и территориальной целостности Украины, Митрофанов отвечает: "Международные соглашения не бесконечны. Получили ли США согласие на вторжение в Ирак? А как насчет бомбардировки Белграда? Когда Запад нарушает нормы международного права, то все в порядке. Но если Россия борется за свои собственные интересы, это всегда плохо".
Он убеждает, что его партия не является врагом латвийского государства - они всего лишь хотят большей автономии и гарантий присутствия представителей русского меньшинства в правительстве.