Желто-голубой Вильнюс. Стоит ли искать предательство в саммите НАТО

Украина будет двигаться в Альянс по ускоренной процедуре, но после войны. В то же время вопрос безопасности гарантий переходит в практическую плоскость.

Вильнюсский автобус с агитацией в поддержку Украины

Улицы Вильнюса изобилуют тысячами украинских флагов. Их там много не только потому, что Литва – один из наших важнейших союзников, но и потому, что наши литовские друзья создали максимально мощное медийное сопровождение для двухдневного саммита Организации Североатлантического договора (НАТО). И лейтмотивом медийной кампании является присоединение Украины к Альянсу в качестве 33-го члена, то есть после Швеции (#UkraineNATO33).

Не триумф, но успех

Что касается реализации этой перспективы прямо здесь в Вильнюсе, к сожалению, у многих из нас были завышены надежды — несмотря на всю очевидность того факта, что сейчас, пока идет война, приглашение Украины в ряды Альянса является сюжетом по ненаучной фантастике. Однако были ожидания, что мы получим такое приглашение сразу после окончания войны. Более того, как сообщают наши источники, президент Зеленский и его офис продолжали добиваться соответствующих формулировок даже в последний час перед публикацией Декларации саммита.

Чего не случилось. Но так ли плохо? Есть ли повод вообще для приступа изменофилии, который можно было наблюдать в нашем информпространстве уже вчера, на конец первого дня саммита?

Краткий ответ: нет. Саммит для Украины в целом был успешным.

Обратимся к итоговому коммюнике НАТО.

Итак, в 11 пункте отмечается, что приглашение присоединиться к НАТО мы получим, "когда члены Альянса согласятся и условия будут выполнены". Это первый раз, когда в декларации вообще упоминается слово "приглашение" в привязке к Украине.

В то же время есть четкое заявление, что "будущее Украины в НАТО". Украина "становится все более оперативно и политически интегрированной с Альянсом и достигла значительного прогресса на пути реформ", отметили также союзники, которые обязуются и дальше поддерживать нас на этом пути. Поскольку, и это уже 12-й пункт, безопасность Украины "имеет большое значение для членов Альянса и Альянса в целом".

Еще один важный момент – это отказ от Плана действий по членству для Украины. То есть мы будем идти в Альянс по ускоренной процедуре, как Финляндия или Швеция. Хотя следует также признать: в нашей ситуации может быть так, что ПДЧ будет напоминать всем известного суслика: мы его не видим, но он как будто есть, просто хорошо прячется.

Если обойтись без шутливых аллюзий, то, безусловно, это важный сигнал для нас. Хотя есть одно "но", вернее два.

Это, во-первых, упоминание "условий". Здесь неясно — речь ли об условиях, которые мы должны выполнить, или о условиях безопасности, которые позволят Украине стать членом Альянса. Именно этот пункт, кстати, пыталась откорректировать украинская сторона.

Во-вторых, согласие всех союзников. Здесь тоже не все просто, если вспомнить о, например, блокировании интеграции Швеции в НАТО Турции, или о правительстве Виктора Орбана, которое последовательно спорадически нам политически вредит.

Кроме того, отсутствие долгосрочного и конкретного плана действий гипотетически смещает акцент прежде всего на целесообразность интеграции. То есть количество условий/критериев и сроки могут быть намного меньше и, извините за каламбур, тоже условными. Впрочем, не исключено, что они могут быть признаны выполненными после наступления СОУ или окончания войны в целом.

Кроме того, отсутствие ПДЧ, выполнение которого может растянуться лет на 10 лет, нивелирует риск, что за этот период Россия аккумулирует ресурсы и совершит новое нападение на Украину, и вступление в Альянс снова будет отсрочено на неопределенное время.

Советоваться и защищаться

Между тем союзники, и это было закреплено также в коммюнике, будут приближать победу Украины еще активнее, и уже через призму интеграции Украины в НАТО.

С этой целью повышается уровень координации, коммуникации и взаимодействия между Украиной и Североатлантическим Альянсом путем создания Совета Украины – НАТО вместо Комиссии Украина – НАТО. Участники Совета, отмечается в коммюнике, будут работать как уровни для продвижения политического диалога, взаимодействия, сотрудничества и евроатлантических стремлений Украины к членству в НАТО. Этот орган станет своего рода Советом по нацбезопасности и обороне между Украиной и Альянсом, в том числе в случае "кризисных ситуаций", то есть новых потенциальных агрессивных действий РФ против нас.

В практической плоскости НАТО обязуется сформировать многолетнюю программу поддержки Украины ради укрепления секторов безопасности и обороны и в процессе "перевода Украины в полную оперативную совместимость с НАТО". Другими словами, интеграция в Альянс будет происходить без формального присоединения, и это, по сути, является залогом вступления по ускоренной процедуре.

Подтверждением серьезности намерений служат, в частности, новые пакеты помощи и другие решения, заявленные в ходе саммита.

Датское Минобороны сообщило о начале уже в августе обучения в Дании украинских пилотов на истребителях F-16 в рамках авиационной коалиции, в состав которой входят 11 стран во главе с датчанами и нидерландцами (Бельгия, Дания, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Великобритания и Швеция).

Параллельно Франция дает нам 50 дальнобойных ракет. По данным AFP, речь идет о ракетах Scalp, являющихся аналогом британских Storm Shadow.

Увеличивает военную помощь Украине и Норвегия. По словам премьера этой скандинавской страны, помощь вырастет до $960 млн только в этом году. И на 700 млн евро помощь нам предоставит Германия. В пакет входят две пусковые установки Patriot, 40 ББМ Marder, 25 танков Leopard 1 A5, 5 танков Bergepanzer 2.

И это не все "подарки" от Берлина. Собственно, накануне саммита Армин Паппергер, гендиректор одного из крупнейших в ФРГ оборонных концернов – Rheinmetall, анонсировал открытие в Западной Украине в течение ближайших 12 недель завода, обслуживающего и производящего тяжелую технику (в частности, БТР Fuchs). Стоимость предприятия – 200 млн евро.

Этот совместный проект Rheinmetall и Укроборонпром призван усилить украинский ВПК, сделать его независимым и самодостаточным. Это цель наших союзников, которая, по информации наших источников, прописана в документе о гарантиях безопасности, который сегодня утвердят страны "Группы семи".

Безопасные гарантии. Лед тронулся

В перечень гарантий, часть которых являются элементами Kyiv Security Compact, сообщают наши источники, будет включен процесс переговоров по формализации этих гарантий, то есть будут четкие обязательства гарантов в двустороннем формате в рамках широкого многостороннего соглашения работать над обеспечением Киева инструментарием, необходимым для сдерживания новой агрессии России: вооружением и оборудованием для всех родов войск; обмен развединформацией, укреплением кибербезопасности, финансовой помощью и активной интеграцией со странами НАТО. Особый пункт — срочные консультаци гарантов и Украины в случае агресси, чтобы оперативно предоставлять нам всю необходимую оборонную помощь. От нас союзники будут ждать завершения реформ государственных институтов и оборонного сектора.

Все вышеперечисленные треки поддержки Украины должны компенсировать отсутствие немедленного приглашения в НАТО для Украины в итоговом коммюнике. И нельзя сказать, что соответствующие решения принимались очень просто. Нет, на самом деле вокруг даже формулировок относительно вступления и гарантий безопасности вчера шли ожесточенные дискуссии. Несмотря на согласие, в принципе, всех членов НАТО с тем, что Украина присоединится к Альянсу.

Что сдерживало? Во-первых, определенная осторожность. Да, страх спровоцировать Россию как будто утратил актуальность. Собственно, сколько уже было "нарушено" красных линий, криво нарисованных Кремлем? И это вдобавок к полной демифологизации русских армии, ВПК и государства в целом.

В то же время, режим в РФ сейчас крайне шаток – после попытки мятежа Евгения Пригожина турбулентность значительно усилилась. Государственная система в России нестабильна. Это снижает горизонт прогнозирования нашими партнерами возможных действий Кремля. Отсюда и осторожность, четко просматриваемая в 16-м пункте коммюнике, касающаяся ядерного оружия России и безответственного отношения режима Путина к нему.

Во-вторых, отчасти и проблемы самой Украины. Ведь действительно кроме армии есть другие факторы. Если относительно вооруженных сил, которые впоследствии будут делиться собственным опытом с воинами стран НАТО, вопросы звучат скорее технические, то в плане коррупции и стабильности государственных институтов сделано далеко не все.

Но и прогресс в реформировании тоже немалый. В частности, на пути к евроинтеграции. Это сегодня в Вильнюсе признала президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен. "Скорость, с которой Украина стремится к членству в ЕС (…), прекрасная, впечатляющая. Это основанный на достижениях процесс, и мы видим, с каким энтузиазмом и интенсивностью Украина проводит реформы и стремительно движется к членству в ЕС", — цитирует ее LRT.

Поэтому не стоит отчаиваться. А заодно, если мы уже воспринимаем себя частью Североатлантического сообщества, то должны не только тяготеть к определенному эгоцентризму, но и думать об общих положительных вещах для этого сообщества. В этом контексте примирение между Швецией и Турцией – безусловный плюс, который укрепит семью НАТО, частью которой мы стремимся стать в будущем.