Жестко и бескомпромиссно. Как в НАТО заступились за Украину
На сессии Парламентской Ассамблеи НАТО приняты резолюции с призывом помочь Киеву с ускорением евроатлантической интеграции
В Лиссабоне завершилась 67-я ежегодная сессия Парламентской Ассамблеи НАТО. По ее итогам были проголосованы и приняты шесть резолюций, подготовленных профильными комитетами и с учетом правок, включая все предложения украинской делегации.
Формулировки в них довольно прямолинейны. Они закладывают базис для будущих масштабных изменений в самой Организации Североатлантического договора.
Перед голосованием по резолюциям нынешний президент Ассамблеи НАТО, американский дипломат Джеральд Коннолли указал на абсурдность и несоответствие стратегии Альянса текущим реалиям. По его словам, время обновить Стратегическую концепцию давно назрело, потому как нынешней уже десяток лет, и в ней Россия все еще считается партнером, а Китай вовсе не упомянут.
"Нам следует признать, что Китай и Россия не разделяют тех же ценностей, что союзники по НАТО, и стремятся подорвать международный порядок", — пояснил американский дипломат.
Того же мнения явно придерживаются и его коллеги в ПА, поскольку в резолюции были внесены соответствующие рекомендации.
Ключевой же их тезис: авторитарные Россия и Китай являются главными соперниками Альянса. Не партнерами и не конкурентами — а угрозой непосредственно для НАТО.
Украину — поддержать, с Россией — бороться
В пункте 2 "российской" резолюции №470 ее авторы констатируют, что, несмотря на попытки НАТО сотрудничать с РФ, особенно после подписания в 1997 г. Основополагающего акта Россия-НАТО, отношения с Москвой ныне пребывают на самом низком уровне со времен холодной войны.
И вина в том лежит на России, поскольку агрессивное поведение и нарушение международных законов создали угрозу для евроатлантической безопасности.
В седьмом пункте ПА НАТО приветствует создание "Крымской платформы" и содержится напоминание о том, что Альянс никогда не признает аннексию Крыма.
В 13-м пункте резолюции делегаты осудили проведение незаконных выборов в Госдуму РФ в оккупированном Крыму и принуждение украинцев из ОРДЛО голосовать по, опять-таки, незаконно выданным им российским паспортам.
Упоминание противоречащих международному праву действий России является аргументом в пользу конкретных мер по поддержке жертв режима Путина — Украины и Грузии.
Так, подпункт d пункта 18 первой резолюции содержит призыв к правительствам и парламентам стран-членов НАТО активнее поддерживать усилия Киева и Тбилиси в ускорении евроатлантической интеграции; а также помочь им посредством увеличения количества совместных учений и наращиванием оборонного потенциала Украины и Грузии.
В резолюциях №№471 и 472, затрагивающих вопросы развития НАТО и ее реагирования на внешние вызовы, авторы констатировали, что военные и гибридные действия Москвы представляют все большую угрозу для евроатлантической безопасности и способствуют нестабильности на границах и (внимание) за границами НАТО.
Последний пассаж очень важен, поскольку свидетельствует о стремлении союзников отойти от сдерживания России в пределах Альянса и перейти к опережающим и превентивным действиям.
Поэтому Ассамблея призывает власти стран-членов НАТО продолжать санкционную политику в отношении России (подпункт i пункта 16), а также подтвердить приверженность политике открытых дверей, активнее поддерживать Украину, Грузию и Боснию и Герцеговину, помочь им с ускорением евроатлантической интеграции (подпункт p).
Пункты 4,9 и 13 резолюции №472 гласят: поскольку Россия не выполняет обязательства в рамках международных соглашений о контроле над вооружениями (ДРСМД, КВО, ДОВСЕ), а также разворачивает в космосе оружие наступательного характера, НАТО следует оказать давление на Москву, чтобы заставить придерживаться ратифицированных ею же соглашений.
Это соответствует нынешнему подходу НАТО: у нас фактически конфликт, но есть вопросы, которые нужно хотя бы стараться обсуждать, чтобы предотвратить масштабную катастрофу.
Не просто советы
Безусловно, резолюции Парламентской Ассамблеи НАТО носят, прежде всего, рекомендательный характер.
Ассамблея — это консультативный орган, куда входят 269 парламентариев из 30 стран НАТО, ассоциированных государств, Европарламента, стран-партнеров, а также представители еще восьми стран в качестве наблюдателей.
Формальной связи между ней и, собственно, Альянсом нет. То есть распоряжений она не дает и повестку дня НАТО напрямую не формирует.
Парламентская Ассамблея была создана в 1955 г., спустя шесть лет после создания самого НАТО, как площадка для обсуждения вопросов из сферы безопасности и вектора развития Альянса парламентариями стран-членов.
Все свои наработки ПА может и направляет генсеку Альянса, который должен дать на них письменный ответ.
Иными словами, Ассамблея — это не Европейский парламент, куда более четко вмонтированный в общую архитектуру власти ЕС, и чьи решения должны приниматься во внимание, хотя и могут видоизмениться по воле Евросовета и Еврокомиссии.
Так что парламенты и правительства, к которым обратились участники 67-й сессии ПА НАТО, могут проигнорировать ее рекомендации, например, касательно усиления давления на Россию и Китай, а также в плане увеличения поддержки Украине, Грузии, Молдове, БиГ.
В то же время, в общем эти резолюции в полной мере соответствуют нынешнему курсу НАТО, который преимущественно прокладывают США и Великобритания.
А он таков: Китай и РФ — главные враги демократического мира. И Альянс не имеет более желания делать шаги навстречу России за исключением сферы контроля над вооружениями.
Потому, к слову, генсек Йенс Столтенберг после ряда не увенчавшихся успехом попыток наладить диалог в рамках Совета Россия-НАТО накануне выставил за двери восьмерых российских "дипломатов", на деле являвшихся сотрудниками спецслужб.
Так что, пусть правительства некоторых стран-членов НАТО и не будут рьяно поддерживать членство Украины в Альянсе, в целом эти резолюции позитивны для Киева, поскольку отражают царящее в Альянсе стремление интегрировать Украину и противодействовать путинскому режиму. Особенно, если рассматривать эти резолюции и заседание ПА НАТО в контексте удачных для Украины переговоров с руководством США в Вашингтоне и руководством ЕС в Киеве.