Жертвы циничных расчетов
Даже через 10 лет после трагедии в Беслане те события остаются предметом споров. Следствие по делу о теракте, начатое генпрокуратурой РФ в день захвата заложников, до сих пор остается открытым.
Утром 1 сентября 2004 г. во время торжественной линейки, посвященной началу учебного года, группа из 32 террористов захватила школу №1 города Беслана в Северной Осетии. Свыше двух суток они удерживали в заминированном здании более 1100 заложников - детей, их родителей и других родственников, пришедших на линейку, и сотрудников школы. На третий день около 13.05 в школе произошли взрывы, затем возник пожар, вызвавший частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм, в ходе которого убиты 28 боевиков (еще трое, включая одну из смертниц, погибли в предыдущие два дня). Единственный пойманный живым террорист был арестован и впоследствии приговорен судом к пожизненному заключению. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 1-3 сентября погибли 334 человека, из них 186 детей в возрасте от одного до 17 лет, 118 их родственников и гостей, 17 работников школы, 10 сотрудников ФСБ, два - МЧС и один - МВД.
За годы, минувшие после трагедии в Беслане, появились свидетельства и подтверждающие их документы о том, что российские силовики не только знали о готовящемся теракте, но и помогали его организовать. В частности, весьма красноречивые материалы из служебной переписки силовых структур Северной Осетии в месяцы и дни, непосредственно предшествовавшие теракту, обнародовала пять лет назад "Новая газета". Результаты журналистского расследования приводят к версии, согласно которой Шамиль Басаев должен был послать одну из своих группировок на захват правительства и парламента Северной Осетии, а силовые структуры, заинтересованные в смене власти в республике, обеспечили этой группировке беспрепятственное проникновение на территорию республики из Чечни. Однако, вместо того чтобы пробираться в столицу Северной Осетии Владикавказ, Басаев дал указание своим бандитам захватить школу в Беслане.
Еще один важный момент: 13 сентября 2004 г. (через 10 дней после штурма) Путин огласил программу политических реформ, главным пунктом которой было введение
системы назначения глав субъектов РФ вместо ранее существовавшего всенародного избрания. Соответствующий закон был принят парламентом и подписан Путиным в декабре 2004 г., а в следующем году лишились своих должностей и президент Северной Осетии Александр Дзасохов, и главы ряда других регионов РФ.
Чем больше жертв - тем сильнее шок у общества, и тем легче его убедить в необходимости жестких и радикальных мер. Можно не сомневаться, что на такой циничный расчет Путин способен, но украинцам нужно следить за своими политиками, чтобы доморощенные путины вместе с "новороссийскими" басаевыми не попробовали друг друга переиграть где-нибудь недалеко от Донбасса.
О других крупнейших терактах в истории читайте здесь