Новые доходы на 2025 год. На что пойдут 35 млрд евро для Украины от российских активов
Комитет Европарламента по вопросам торговли одобрил предложение Еврокомиссии о предоставлении Украине ссуды в 35 млрд евро, профинансированной за счет замороженных российских активов. Деньги можно использовать по своему усмотрению, однако с учетом войны
Как сообщала ДС, 9 октября послы стран Евросоюза согласовали макрофинансовую помощь Украине на сумму 35 млрд евро. На днях к ним присоединился еще и комитет по торговле Европарламента. Этот кредит является вкладом Евросоюза в инициативу G7 по поддержке Украины путем выделения $50 млрд. Платежи по кредиту, как и по другим кредитам от стран G7, будут осуществляться за счет доходов от замороженных российских активов и будут координироваться через кредитный механизм сотрудничества с Украиной. Средства будут доступны до конца 2024 года и должны быть выплачены до конца 2025 года.
Выделение кредита окончательно должно быть принято Европарламентом. Ожидается, что это произойдет на следующей пленарной неделе 21-24 октября. Очень важно, чтобы европейские депутаты не споткнулись, ведь непрогнозируемость результатов президентских выборов в США,, которые состоятся 5 ноября, способна внести коррективы в европейскую политику. Проще говоря, Евросоюзу может на время стать не до этого сверхважного для нас решения. И оно зависнет, как зависло из-за урагана "Милтон" ожидавшееся заседание в формате Рамштайн при участии Джо Байдена.
Как трамписты случайно помогли расшевелить "Большую семерку"
Здесь будет уместно напомнить, как тяжело далось решение об этих 35 млрд. О конфискации российских активов в Евросоюзе, США и других дружественных к нам государствах речь зашла сразу после начала полномасштабного вторжения. По разным оценкам за пределами России заморожено около 300 млрд долларов. Однако сразу стало ясно, что путь к такому решению будет тернист. Причин называлось несколько.
Во-первых, необходимо было разработать механизм конфискации, который Москва не смогла бы обжаловать в международных судах. Во-вторых, союзники должны были принять общее решение, то есть компромиссное. Компромиссы в Киеве воспринимались как половинчатые меры. В-третьих, кроме России, западный мир вел и ведет экономическую деятельность с другими государствами, далекими от демократических ценностей, а конфискация суверенных активов могла подтолкнуть эти государства к выводу денег из опасных для автократий и деспотий цивилизованных стран. В-четвертых, оказалось, что российскими государственными активами, замороженными в ЕС в начале полномасштабного вторжения, владеет преимущественно Бельгия (в европейском депозитарии Euroclear хранится около 190 млрд. евро заблокированных резервов Центробанка РФ) и она не соглашалась на использование средств для восстановления Украины без одновременного аналогичного шага со стороны членов G7. То есть Бельгия хотела гарантий, что в случае размораживания этих денег она не станет крайней.
Но неожиданно на помощь украинцам пришли американские конгрессмены-трамписты, которые в конце прошлого года заблокировали решение о выделении нашему государству помощи в размере $61 млрд. После этого стали искать варианты решения проблемы. Как это происходило, живописал тогдашний глава МИД Великобритании Дэвид Кэмерон: "Я не сомневаюсь, что мы найдем способ, но мы должны быть творческими, мы должны быть гибкими". Творческий подход поначалу привел к следующему решению: предоставить Украине не сами замороженные российские активы, а доходы от них. Но потом подумали еще и вышли на новый вариант: выделить Украине кредит на сумму около $50 млрд, обеспеченный доходами от обездвиженных активов. На нем в итоге и сошлись в июне.
Между США, ЕС и Орбаном: выделят ли Украине обещанный кредит вовремя
Кроме членов G7, решение еще предстояло принять в рамках ЕС. В марте лидеры Евросоюза поддержали политическое решение по использованию доходов от замороженных российских денег, но никак не могли договориться о плане действий. Главным препятствием была позиция друга Путина Виктора Орбана, блокировавшего само решение о конфискации этих денег. В свою очередь, американцы настаивали на том, чтобы Европа изменила свой санкционный режим, чтобы решение о заморозке российских денег принималось раз в 36 месяцев, а не раз в полгода. Детали продолжают согласовываться до сих пор. А Будапешт и дальше вставляет палки в колеса. Он уже полтора года блокирует 6,6 млрд. евро из Европейского фонда мира, откуда государствам ЕС возмещают расходы на оружие для Украины. На этот раз отказывается одобрять увеличение срока санкций Евросоюза, как просят американцы. Последняя выходка Орбана — не принимать решения до выборов в США. Понятно, что он подыгрывает Дональду Трампу, неоднократно заявлявшему, что прекратит помощь Украине в случае избрания президентом.
Итак, хотя комитет Европарламента по вопросам торговли и одобрил предложение Еврокомиссии о предоставлении Украине макрофинансового займа, это еще не означает, что Венгрию, изо всех сил спасающую путинские миллиарды, окончательно отодвинули. Даже после того, как Европарламент примет решение в пользу Украины, но в подвешенном состоянии будет оставаться просьба американцев о сроках санкций, все стороны соглашения продолжат искать консенсус.
Тогда мы обещанных миллиардов еще долго не увидим? Нет, обещание партнеры выполнят, хотя и будут продолжать между собой дискуссии. По процедуре регуляторные правила по выплате кредита вступят в силу через день после их обнародования в официальном журнале ЕС. Однако, это еще не все. Выплаты по макрофинансовой ссуде обусловят соблюдением Киевом собственных обязательств по эффективным демократическим преобразованиям, уважению прав человека и т. д. Эти и другие политические предпосылки будут изложены в меморандуме о взаимопонимании. Учитывая, что при положительном ходе событий в этом году Украина получит только часть средств, а другие в течение 2025 года, существуют риски, что Украину будут обвинять в нарушении взятых на себя обязательств.
На что пойдут деньги? В заявлении украинского Минфина после июньского решения G7 среди прочего сказано: "Недавно ЕС также одобрил распределение доходов от замороженных российских активов в размере 1,5 млрд евро… 90% будут направлены на нужды обороны, 10% — на реконструкцию и восстановление". Очень вероятно, что в таких пропорциях будут использоваться и средства с 35 мдрд евро. То есть, Украина может их тратить по своему усмотрению, однако ситуация на фронте, ожидаемое усиление ракетных атак на энергетическую инфраструктуру страны в холодный период года будет заставлять тратить значительные суммы на оружие и системы ПВО. А еще можно ожидать от отдельных стран-партнеров сокращения военной помощи под предлогом, что у украинцев будут многомиллиардные суммы, чтобы покупать оружие и производить свое. Это уже отдельная тема для анализа.