Угробить, пока не началось. Чем грозит человечество зеленой Антарктиде
Британские ученые посредством мощностей спутника Sentinel 2 Европейского космического агентства составили карту зеленых микроводорослей, которые принялись активно расселяться на тающих льдах Антарктиды.
В рамках исследования, результаты которого опубликованы в журнале Nature, ученые изучили территории к югу от Южной Америки - всем известный "палец" ледяного материка, а именно залив Райдер и остров Аделаида, и остров Кинг-Джордж и расположенный на нем полуостров Файлдс.
Данные, полученные за два летних периода с 2017 по 2019 г., показали, что по мере повышения температуры в мире расширяются и площади этих водорослей, окрасивших снег в зеленый цвет. В общей сложности были обнаружены 1679 участков с водорослями.
Водоросли кооперируются с бактериями и грибковыми спорами, создавая, как выразился ведущий автор исследования Мэтт Дейви из Кембриджского университета, "полноценное сообщество".
По словам ученых, общая площадь "позеленевших снегов" - около двух квадратных километров, и водоросли поглощают примерно 500 т углекислого газа в год.
Если учесть, что Sentinel-2 засекает лишь зеленые водоросли, игнорируя их красных и оранжевых собратьев, то площади могут быть в разы выше, как и объемы поглощаемого Co2.
Это первый плюс.
Второй: Дейви подчеркнул в комментарии BBC News, что водоросли - низшее звено в пищевой цепи, следовательно, как полагает ученый, эти "колонии" могут дать начало новой экосистеме в Антарктиде, которая стремительно меняется из-за глобального изменения климата, теряя свои льды.
Здесь важно внести ясность - Антарктида теряет ледяной щит, но при этом морской лед прибавляет в массе последние три года.
Первое - плохо, второе - "какая разница", цитируя одного из "величайших лидеров современности".
Данные со спутника ICESat-2, собранные учеными Центра космических полетов им. Годдарда NASA, свидетельствуют о том, что в период с 1981 по 2019 г. ежегодно ледяной щит Антарктики в среднем терял 118 гигатонн (118 млрд т) льда.
Вместе с Гренландией, которая каждый год в среднем теряет 200 гигатонн, Антарктида обеспечила 14 мм повышения уровня моря - треть об общего объема.
Площадь же морского льда Антарктиды, как сообщает Служба мониторинга изменений климата в рамках программы "Коперник", в марте 2020 г. составила 4 млн км кв., что на 0,3 млн км кв., или на 8% ниже среднего мартовского показателя в период с 1981 по 2010 г. При этом показатель выше, чем в марте предыдущих трех лет.
Это обусловлено охлаждением Южного океана из-за увеличения количества осадков (холодных дождей и снегопадов) и таяния ледяного щита Антарктиды.
Процесс этот цикличен. И потому на повышение уровня моря таяние морского льда, как подчеркивают исследователи, влияния не оказывает.
Материк же продолжает нагреваться, в связи с чем ускоряются темпы вымирания отдельных видов. К примеру, пингвинов.
В 2018 г. исследователи из Страсбургского университета во Франции в опубликованной в Nature статье предупредили, что к концу этого века могут исчезнуть или сменить ареал обитания 70% королевских пингвинов.
В 2020 г. четверо ученых из Университета Нью-Йорка в Стоуни-Брук, задействовав беспилотники, сообщили, что колонии пингвинов на Южных Шетландских островах сократились более чем вдвое по сравнению с 1971 г.
По последним данным, в списке животных, находящихся под угрозой исчезновения, оказались: пингвины - магелланов, хохлатый, золотоволосый, шкипер; альбатросы - амстердамский, антиподов, тристанский, странствующий, северный королевский, темноспинный дымчатый, индийский желтоклювый, сероголовый, серощекий; качурка белобрюхая, кермадекский тайфунник, чернокрылая олуша.
Кстати, снижение популяции пингвинов может затормозить создание новой экосистемы, поскольку 60% микроводорослей обнаружены вблизи их колоний. Но держим в уме водоросли красные и оранжевые, а также тот факт, что температура будет расти и дальше, а у водорослей уже состоялся альянс со спорами и бактериями.
С другой стороны, есть и такой мощный фактор, как человек. Если сокращение запасов фекалий пингвинов притормозит водоросли и зарождение новой экосистемы, то мы, люди, можем с легкостью ее растоптать.
Айда на юг
Антарктида становится все менее суровым местом, и не только для ведения научной работы на многочисленных станциях. Облегчение доступа на материк и условий продолжительного там пребывания может сделать Антарктику еще более привлекательной в глазах ряда государств.
На сегодняшний день Антарктида - это природный заповедник, и человек может там вести лишь исследовательскую, но не коммерческую деятельность. Ее статус закреплен в нескольких международных соглашениях.
Первый - и базовый, и бессрочный - Договор об Антарктике, подписанный в Вашингтоне в 1959 г. двенадцатью странами и вступивший в силу в 1961 г. Позже к нему присоединились еще 54 государства, в том числе Украина.
Первая статья договора гласит, что Антарктида используется лишь в мирных целях. Создавать военные базы, проводить военные учения, испытывать оружие - запрещено. Однако (почему "однако" - ниже) можно использовать военных или военное оборудование для проведения научных исследований, например.
Также договор закрепляет свободу научных исследований, обязует к открытому обмену данными и планами научных проектов на материке, и т. д. Споры между странами решаются в Международном суде.
В дополнение к Договору об Антарктике в 1991 г. был подписан Протокол об охране окружающей среды (Мадридский протокол), срок действия которого - до 2048 г. Статья 7 Протокола черным по белому запрещает что-либо делать с минеральными ресурсами, кроме как в рамках научной деятельности.
Также были подписаны несколько профильных соглашений. К примеру, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики - 11 февраля 1972 г., и уже не действующие сегодня Согласованные меры по сохранению фауны и флоры Антарктики - 2 июня 1964 г.
В 1982 г. в рамках Договора об Антарктике была создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), членами которой являются 36 государств. Комиссию с штаб-квартирой в Хобарте (Тасмания) сформировали в пику растущим коммерческим аппетитам многих стран.
В общем, есть законы, есть регулятор. С другой стороны, есть Антарктида, которая становится все приветливее и чьи ресурсы все доступнее. Так считают и ученые, и промышленники, поскольку ввиду статуса Антарктиды полноценную геологическую разведку там, по крайней мере официально, никто не проводил.
Просто специалисты "дорисовали" продолжение металлорудных поясов Австралии, Африки и Южной Америки и пришли к выводу, что они тянутся до Антарктиды.
Есть мнение, что там имеются залежи серебра, меди, золота, никеля, платины, железной руды, хрома, кобальта, молибдена, цинка, марганца, свинца, титана, никеля и урана.
Углеводороды? Да, ряд исследователей полагают, что побережье Антарктиды богато нефтью. Однако их предположения не убедительны и, по понятным причинам, не основаны на достоверных данных исследований.
Но ведь они могут быть там. Если не нефть, то золото или другие ресурсы. Попытки создать лазейку для поиска минералов предпринимались и ранее, когда в 1988 г. была принята Конвенция о регулировании деятельности в области минеральных ресурсов Антарктики (CRAMRA), которая позволила бы проводить разведку полезных ископаемых на континенте. Однако скандальный документ в итоге никто не ратифицировал, и он в силу так и не вступил.
Рейнджеры на полюсе
Но огромный нетронутый материк манит, и уже давно - и Китай, и Россию. Соединенные Штаты, Япония, Великобритания также не поддерживали постоянно действующий запрет на добычу полезных ископаемых.
А если учесть, что сейчас в Белом доме сидит адвокат традиционной промышленности - человек, который хотел бы прикупить Гренландию, то Вашингтон может стать еще более напористым в вопросе освоения Антарктиды, стремясь первым запрыгнуть в эту лодку.
В общем, исследование британских ученых, говорящих о создании новой экосистемы, может стать одним из эпизодов в предисловии к "войне" за Антарктиду и ее богатства, в том числе те, которые представляют интерес для туристической отрасли.
И если "война" начнется, то эта экосистема сгинет, не успев толком развиться. Не только рудники, но и полчища снующих повсюду туристов - представляют угрозу. Т. е. человечество потеряет из-за своих действий одну, пусть и скованную льдами большую часть времени, экосистему, и задавит в зародыше новую.
Следовательно, в дополнение к принятым в прошлом веке договорам и соглашениям, государствам-подписантам пора уже задуматься о создании на базе АНТКОМа мониторинговой миссии, работающей "в поле" - с немалым бюджетом, инфраструктурой, техникой и т. д. Грубо говоря, задуматься о создании своего рода антарктических рейнджеров.