Заразить весь мир. Почему Китай скрывал эпидемию коронавируса

Китай не спешил сообщать миру о том, что в Ухане новый коронавирус косит людей, а после использовал гуманитарную помощь для улучшения имиджа
Фото: Shutterstock

Эксперт по вопросам политики и безопасности Китая в Отделе планирования ВВС США, экс-советник американских ВМС по вопросам Азии и бывший помощник атташе США в Пекине Бен Лоусон в своей статье для издания The Diplomat "Намеренно ли Си Цзиньпин заразил весь мир?" задался вопросом, почему Пекин пытался утаить информацию об эпидемии и не пытался ли таким образом лидер КНР "поделиться" вирусом со всем миром.

Мы очень часто наделяем человечностью даже самых жестоких лидеров, однако действия председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина вынуждают переосмыслить такой подход. И пусть новый коронавирус, известный как SARS-CoV-2, вероятно, появился не в результате спланированных действий Китая, однако то, как авторитарный режим пытался не допустить утечки негативных новостей, скорее всего, обеспечило этой болезни серьезную фору в распространении по всему миру. Но что еще хуже, так это то, что одержимость Китая своей репутацией и "правом силы" заставляет всерьез задуматься об отсутствии у него каких-либо моральных ограничений.

Когда коммунистическая партия Китая узнала об эпидемии, она приняла решение скрыть это от мира в надежде, что она остановится сама по себе. Изобличительные материалы в гонконгской газете South China Morning Post и Caixin, которая издается на материке, дали понять, что появившаяся в Китае еще в самом начале кризиса информация, собственно, появилась только благодаря мужеству отдельных китайцев, не испугавшихся репрессий со стороны властей. В то же время люди, находящиеся в эпицентре эпидемии, в Ухане, поступили очень разумно (в том числе, из страха), когда в конце декабря 2019 г. заставили правительство сказать хоть что-то. Власти на тот момент заставили всех поверить, что болезнь не передается от человека к человеку и ситуация находится под контролем. Теперь же мы знаем, что это была ложь, которая, скорее всего, была призвана не допустить волнений в обществе, а не защитить народ.

Мэр Уханя даже позволил себе намекнуть, что центральное правительство до 20 января не разрешало ему сообщать подробности об эпидемии. Учитывая, что первые публичные сообщения из Уханя появились 1 января, мы можем предположить, что уже тогда Си знал об угрозе.

Очевидно, что т.к. преуменьшить угрозу не вышло, потому партии пришлось стать серьезнее. Но насколько серьезнее? Обеспечила ли она полное сотрудничество с международным сообществом? Поняла ли, что происхождение вируса наносит вред ее репутации в мире? Помимо этих вопросов, возникает и другое, более мрачное предположение: Чем больше Пекин сотрудничал бы, тем в меньшей степени заболевание затронуло бы другие страны. В том числе, страны, которые Китай относит к угрозам своему существованию. В частности, Соединенные Штаты. Почему Китай должен страдать от пандемии, в то время как прочие находятся в безопасности, и при этом продолжают наращивать силу, благодаря опыту Китая, за который он заплатил высокую цену?

Этот вопрос, конечно, входит в противоречие с человеческой порядочностью. И все же нам следует учесть то, что Си Цзиньпин создал крупнейшую в мире программу этнических чисток. Он очень сильно урезал права и свободы в Китае и стал отцом государства-паноптикума. Непрекращающееся наращивание военной силы стало угрозой для соседей, а экономические и другие методы используются для подрыва суверенитета стран во всем мире. И нам не следует считать, что он не задумывался об отказе от определенной помощи со стороны международного сообщества, чтобы получить гарантию того, что не только Китай пострадает от болезни.

В пользу этой теории есть убедительные доказательства. Мы слышим, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) нахваливает шаги партии, а она (партия) одновременно пренебрегает рекомендациями в сфере здравоохранения, что многих очень встревожило. Видим, как Пекин продает бракованную продукцию и называет ее гуманитарной помощью, что разгневало еще больше людей. Также во время кризиса распространяет дезинформацию  и намекает на готовность использовать жизненно важные товары в качестве рычага влияния, и отрицая даже малейшие намеки на нарушения. Все это, я подозреваю, на определенное время подмочило репутацию Китая. Короче говоря, практически все свои услуги Китай оказывал с целью улучшения реноме за счет всего мира, называя это "великим благом и добрыми делами".

Ничто из этого не служит доказательством тому, когда Си намеренно решил (и решил ли) утаить информацию, чтобы и других поставить под угрозу. Тем не менее, как человек, который уже давно изучает и восхищается Китаем, я с печалью должен констатировать, что данное государство, и его все более параноидальный лидер, вполне могли бы понизить уровень сотрудничества с другими странами в борьбе с пандемией столетия ради собственных интересов. Но даже если это и не так, Си следует привлечь к ответственности за другие его преступления против человечества.