Не покаешься - не вооружишься. Какую игру затеяли Трамп и принц Салман
Тема убийства колумниста The Washington Post Джемаля Хашогги в саудовском консульстве в Турции официально похоронена. Причем руками кронпринца и де-факто правителем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом, которого весь мир, в том числе и Соединенные Штаты, называл организатором жестокой расправы над эмигрантом и критиком саудовских властей. 1 октября в эфир американской (!) Службы общественного вещания PBS выйдет документальный фильм журналиста Мартина Смита. В анонсе звучит признание бин Салмана своей ответственности за смерть Хашогги, но оформлено оно таким образом, что сам кронпринц представлен в очень даже хорошем свете. "Это произошло в мою смену. Я беру на себя всю ответственность", - говорит он, параллельно отмечая, что просто не уследил за сотрудниками спецслужб, у которых есть "своя повестка и задачи". Вот как бы и все: Мухаммед бин Салман посыпает голову пеплом, а некоторые особо ретивые сотрудники спецслужбы будут наказаны.
Игра стоила свеч
При этом одномоментно кронпринц и Белый дом достигают сразу нескольких целей, явно разыгрывая сложнейшую шахматную партию с момента смерти Хашогги в октябре 2018 г. Если учесть, что уже в анонсе звучит признание кронпринца, понятно, в какой тональности вообще снят весь фильм. Важно и то, что Смит общался с бин Салманом еще в декабре прошлого года, спустя два месяца после убийства колумниста. Значит, пока весь мир распинал наследника престола и считал, что тот не знает, как реагировать, - в том числе на постоянные выпады со стороны президента Турции - кронпринц просто переставлял фигуры и ждал. И ожидание сроком почти в год принесло плоды. Во-первых, бин Салман переиграл внутреннюю оппозицию, попортившую ему немало крови и нанося ущерб имиджу реформатора. При этом все это время кронпринц, очевидно, коллекционировал высказывания тех или иных лиц и родственников, подспудно составляя исчерпывающий список врагов, которым придется несладко после поставленной в деле Хашогги точки.
Во-вторых, саудовский наследник заложил основы для стабилизации отношений с Соединенными Штатами - не с Дональдом Трампом, который и так постоянно защищает кронпринца, но с представителями истеблишмента, которым зарыть топор войны мешал конкретно кейс журналиста. Безусловно, группа непримиримых противников Трампа продолжит нападать и на президента США, и на бин Салмана как раз из-за того, что тот признал свою вину, однако Белый дом получил возможность официально вернуться на прежний уровень отношений с Эр-Риядом.
Что, в свою очередь, прекрасно показало абсолютно публичное решение администрации Трампа отправить 200 американских военнослужащих, батарею зенитно-ракетных комплексов Patriot и четыре радиолокационные системы Sentinel в Саудовскую Аравию, чьи нефтезаводы в Абкайке и Хурайсе подверглись накануне атаке поддерживаемых Ираном йеменских повстанцев-хуситов. С целью помочь в отражении авианападений позднее Штаты отправят саудитам еще две батареи Patriot и систему противоракетной обороны THAAD.
На Тегеран! На Дамаск!
Мол, чего стыдиться такого сотрудничества, если фактический правитель, оказывается, практически сразу признал свою ответственность. Хватит уже пинать ценного союзника на Ближнем Востоке, когда есть куда более серьезные проблемы в этом регионе. Это, кстати, относится и к Реджепу Тайипу Эрдогану, который продемонстрировал необычайное рвение в травле своего главного конкурента в борьбе за влияние на суннитский мир. Теперь же, благодаря PBS, турецкий лидер остается не у дел. Однако не сдается и ведет свою игру с повышением ставок, учитывая не стихающую актуализацию конфликта вокруг Ирана.
Так, на следующий день после того, как Штаты анонсировали отправку войск в СА, Эрдоган, улетая из Нью-Йорка, отрезал: Турция не откажется от поставок иранских нефти и газа и не боится американских санкций. И в то же время турецкий президент пытается и сохранить точки соприкосновения с США в Сирии. Эрдоган завуалированно призвал Штаты не забывать о совместном патрулировании вдоль турецко-сирийской границы, ведущемся в рамках создания буферной зоны на северо-востоке Сирии, а также о договоренностях относительно отвода курдских сил из региона.
Такое поведение логично, поскольку понятно, что Вашингтон с возвращением в свет бин Салмана переходит в запланированное "наступление" на Ближнем Востоке, а именно на Иран, Сирию и Россию. Также 26 сентября американский Минфин ввел санкции в отношении трех граждан РФ, пяти судов и одной компании. Речь об Илье Логинове, Иване Окорокове и Карене Степаньяне, связанных с компанией "Совфрахт"; судах компании "Транспетрочарт" OT-2077, "Язь", "Сиг", "Судак" и "Пассат" и аффилированной с "Совфрахтом" фирме ООО "Маритайм Ассистанс". Причина - нарушение режима санкций в отношении Сирии. Вышеуказанные лица, суда и компании задействованы в поставке топлива для реактивных двигателей российской авиации, помогающей режиму Башара Асада утюжить Сирию.
Натиск, определенно, усилится и в связи с проведением асадовцами очередной атаки хлором, на этот раз в Латакии. О которой, как подчеркивают в Госдепартаменте США, российские "военные советники" не могли не знать. Потому следует ожидать усиления информационного прессинга на Москву и Дамаск и новых санкций в отношении сирийского режима.
Европа в центрифуге
Сейчас Вашингтон в связке с реабилитированным союзником и при поддержке Израиля будет проводить политику, направленную на ослабление позиции на Ближнем Востоке как России, так и Ирана. Последний, к слову, сыграл лимпом - принял вызов. Согласно докладу МАГАТЭ, выдержки из которого опубликовало Reuters, 25 сентября в Иране на модернизированных центрифугах началось обогащение, причем Тегеран установит таких центрифуг даже больше, чем заявлял ранее. Синхронно с этим президент Хасан Рухани во время сессии Генассамблеи ООН заверил всех в продолжении нарушения Ираном ядерного соглашения, пока, заметим, не американцы, а европейцы не начнут выполнять условия этой сделки. Т. е., Рухани шантажирует Брюссель и выставляет его едва ли не главным виновником текущего напряжения. Дескать, не смогли приструнить Белый дом, отдувайтесь теперь, вот вам еще один шанс. И дабы подстегнуть ЕС и Великобританию к давлению на Трампа, Иран даже выделил на эти цели пряник в виде освобожденного британского танкера Stena Impero.
Что же до Штатов, то Рухани продолжает сыпать угрозами и обещать ответную атаку в случае нарушения американцами водного и воздушного пространства. Ничего нового. Однако даже с учетом запуска центрифуг и отправкой в СА Patriot и THAAD следует понимать, что прямое столкновение не нужно ни Штатам, ни Ирану. Обе стороны пытаются до последнего избежать действительно серьезного конфликта, прибегая к различным - политическим, политико-военным и экономическим инструментам манипуляций. Так, например, британский премьер Борис Джонсон выступил с идеей сообразить новое ядерное соглашение с Ираном и получил поддержку Трампа.
Правда, Иран против и требует выполнения пунктов прежней сделки. Эту возню вокруг соглашения стороны дополняют передвижением войск и вооружений, а также оказанием непосредственного влияния на критически важный для Ирана рынок энергоресурсов. В частности, саудиты опять преподнесли сюрприз и отошли после авиаударов по заводам, возобновив поставки нефти скорее, чем планировалось. В совокупности все элементы войны без войны - тоже затратно и рискованно, но без крови. Вашингтон, Тегеран, Эр-Рияд и другие региональные игроки торгуют страхом.