Западноукраинские планы Кремля: Русинов Закарпатья кормят Балога и Кремль
Русинское движение появилось в Закарпатье в конце 1980-х - начале 1990-х, и ряды его активистов исчислялись несколькими десятками человек. Не их достижением стала организация в 1991 г. референдума, на котором почти 78% жителей области поддержали предоставление Закарпатью статуса специального самоуправляемого региона, - это было делом рук закарпатской партноменклатуры, действовавшей по указке из Москвы. Впрочем, для реального существования в Закарпатье "русинского вопроса" не было никаких оснований, так как среди местных жителей к русинской национальности себя причисляли единицы. О полной маргинальности самой идеи русинства свидетельствовали результаты Всеукраинской переписи населения 2001 г. - тогда русинами себя назвали около 10 тыс. закарпатцев, что составило 0,8% от населения области. Однако на проблеме не был поставлен жирный крест - усилиями региональной элиты битую "русинскую карту" лишь припрятали до лучших времен.
7 марта 2007 г. Закарпатский облсовет принял решение о признании русинов национальным меньшинством с подачи депутата от "Нашей Украины" мукачевца Евгения Жупана, параллельно возглавлявшего организацию "Народная рада русинов Закарпатья" (НРРЗ). На тот момент облсовет уже полностью контролировался более известным выходцем из Мукачево и одним из лидеров НСНУ Виктором Балогой, так что громкую русинскую инициативу тут же связали с ним лично, а сам закарпатский сепаратизм надолго стал одним из его козырей для игры всеукраинского масштаба. Собственно, члены НРРЗ никогда не скрывали своих связей с балоговским кланом, а наоборот, на каждом конгрессе подкарпатских русинов благодарили представителей "честославной семьи" за спонсорскую помощь.
На одном из таких конгрессов в октябре 2008 г. с подачи более радикального Димитрия Сидора из организации "Сойм подкарпатских русинов" случился апофеоз - был принят Акт провозглашения восстановления русинской государственности. Русины дали официальному Киеву месячный срок, чтобы "представители власти сели за стол переговоров с представителями русинского народа для оформления законных конституционных условий пребывания Республики Подкарпатская Русь в составе Украины", а Закарпатский облсовет признал результаты референдума 1991 г. об автономии Закарпатья. Понятно, что данный ультиматум был проигнорирован центром. И 1 декабря 2008 г. Сидор, находясь в Минске, провозгласил независимость Республики Подкарпатская Русь, после чего СБУ наконец возбудило против этого ужгородского священника УПЦ МП уголовное дело за посягательство на территориальную целостность Украины.
Смешное наказание настигло Сидора, вышедшего из-под контроля Балоги и взявшего жесткий крен в сторону московских спонсоров, уже при Януковиче: в феврале 2012 г. он отделался тремя годами условно и штрафом в 1840 грн. Это решение Ужгородского горрайонного суда до сих пор является единственным прецедентом осуждения за русинский сепаратизм. К слову, впоследствии балоговское семейство Сидора, скорее всего, простило, во всяком случае в 2013-м его видели на совещаниях в кабинете главы Закарпатского облсовета Ивана Балоги.
Теперь выпавший из рук Сидора флаг радикального русинства (кстати, он представляет собой сине-бело-красный триколор) поднял выходец из Закарпатья, постоянно проживающий на территории России Петр Гецко, который провозгласил себя премьер-министром Республики Подкарпатская Русь. Этот персонаж время от времени появляется в российских СМИ в контексте "налаживания межгосударственных связей" с ДНР или Южной Осетией, а также маразматическими заявлениями о пребывании под ружьем на территории Закарпатья "3 тыс. русинов-ополченцев". Гецко часто называют сумасшедшим, однако по факту он является не более больным, чем донецкие Губарев с Пушилиным, упоминание которых уже ни у кого смех не вызывает.
Выходит, что организации русинов имеют как законный, так и подпольный статус. Легальному русинству покровительствует "хозяин Закарпатья" Виктор Балога, поэтому последнее десятилетие его активисты проводят пафосные конгрессы и даже привлекаются в органы местного самоуправления. За "подпольщиками" явно торчат уши Кремля, и в принципе их деятельность носит совершенно фейковый характер в сугубо виртуальной реальности российской пропаганды. Но это пока. Ведь всего год назад никому не могла присниться даже в страшных снах нынешняя ситуация с российской аннексией Крыма и войной в Донбассе. Ну а аналогии между официальным потворством "русинскому вопросу" в Закарпатье и осуществленными Путиным крымским и донбасским сценариями напрашиваются сами собой.
Похоже, семейство Балог рассматривает "русинскую карту" в качестве важного предохранителя от любого давления на свои политические и бизнес-интересы как минимум в пределах родной вотчины. Виктор Балога хорошо помнит то время, когда рассорившийся с ним Виктор Медведчук сумел за пару-тройку лет полностью нивелировать влияние в регионе балоговской фирмы "Барва", атаковав в начале 2004 г. даже последний оплот - Мукачево. В принципе торговаться подконтрольными сепаратистскими проектами Балога может с кем угодно, даже с Кремлем. Впрочем, во‑первых, тогда уж точно речь пойдет о предательстве им Украины, а во‑вторых, в таком случае Путин быстро возьмет русинство в свои руки, оставив балоговский клан де-факто ни с чем. Акции финансируемой донецкими олигархами фейковой "Донецкой республики" с карикатурными черно-сине-красными флагами выглядели политическим цирком лишь до тех пор, пока эти самые триколоры не стали водружаться в Донбассе над захваченными админзданиями и блокпостами террористов.
У своего нелюбимого тезки Медведчука Балога научился еще кое-чему, а именно - азам политического антикризисного менеджмента. То есть сам же породивший закарпатское русинство вполне может его и убить. А дело за малым - просто прекратить спонсировать русинские организации, тем самым задушив их сугубо организационно, и в результате прослыть не мнимым, а реальным борцом за унитарность Украины в условиях глобальной внешней угрозы. Возможно, такой вариант поведения также просчитывается Балогой, ищущим, как доказать свою полезность новой власти. Ну а сама власть и в первую очередь спецслужбы обязаны предельно внимательно контролировать русинскую среду и при малейших намеках на угрозу территориальной целостности Украины жестко карать фигурантов. К слову, на прошлой неделе СБУ сообщила о выявлении группы лиц, которые под контролем российских спецслужб планировали дестабилизировать ситуацию в области под предлогом создания Республики Подкарпатская Русь.