Западноукраинские планы Кремля: Путин продолжает финансировать русскую весну во Львове

Путин не отказался от планов привлечь на свою сторону западных соседей Украины, заманивая их возможностью поделить украинскую территорию. Хотя сценарий их реализации уже откорректирован
Карикатура: Вадим Шевченко

В предыдущие годы Кремль и Партия регионов немало потрудились для противопоставления галичан-"бандеровцев" и остальных украинцев. Однако эти усилия обернулись после революции лишь тем, что даже русскоязычные патриоты Украины из южных и восточных областей стали называть себя "бандеровцами". В данном контексте представляются неочевидными причины всплеска популярности партий и организаций, пропагандирующих "галицкую идею". Откуда они взялись - это не тот вопрос, на который можно сходу дать простой ответ. "ДС" постаралась разобраться, избегая навешивания ярлыков.

Прежде всего, нельзя ставить знак равенства между "галицкой идеей" и галицким сепаратизмом. Майдан и революция дали мощный импульс национальному сознанию и патриотическим чувствам, которые подавлялись прежней властью. К востоку от Збруча символом разрыва с советским прошлым стал ленинопад, но на Западной Украине данный этап был пройден еще в начале 1990-х, а сейчас там вполне естественен всплеск интереса к традициям досоветских времен. Для галичан любовь к своему родному краю и любовь к Украине неотделимы - хотя этого не скажешь о жителях всех краев Украины.

В то же время нет никаких оснований предполагать, что Кремль отказался от попыток расколоть Украину по Збручу. Наоборот, сегодня Путину особенно важно вбить клин между Львовом и Киевом. А "галицкая идея" для этого подходящий предлог (впрочем, не единственный - есть еще, к примеру, сланцевый газ). Поэтому можно прогнозировать усиление кремлевского влияния на политическую жизнь Западной Украины. Это влияние прослеживается и сейчас, и если не выработать эффективного противодействия, то можно столкнуться с весьма неприятными сюрпризами уже на следующих местных выборах.

Еще большая опасность существует на Закарпатье, где никуда не делся так называемый русинский вопрос. Там тоже необходимо различать местную самодеятельность и потуги Кремля.

Вообще, проблему сепаратизма в Западной Украине нельзя недооценивать, хотя переоценивать тоже не стоит. Это один из тех вызовов, с которыми наша страна должна справиться, чтобы в итоге стать сильнее. Украинская политическая нация имеет все шансы успешно пройти через данное испытание и укрепить свое единство.

Путин продолжает финансировать русскую весну во Львове

Программу расчленения Украины - даже не федерализации, а именно расчленения - еще 18 марта текущего года озвучил руководитель ЛДПР и ее фракции в Госдуме РФ Владимир Жириновский. В тот день крымские коллаборанты подписали с Путиным договор, закрепивший российскую аннексию АРК и Севастополя. А Жириновский анонсировал дальнейшие планы Кремля: "Пришло время не только русские земли вернуть под русский флаг, но и западные земли Украины вернуть Польше, Венгрии и Румынии".

О предводителе ЛДПР давно известно, что его эпатажные "экспромты" заранее готовятся Кремлем с целью зондировать общественную реакцию. В данном случае зондировалась реакция не российского общества и не украинского, а польского, венгерского и румынского. Именно им были адресованы месседжи Жириновского: "Надо бы, чтобы патриоты Венгрии, Польши и Румынии воспользовались моментом. Государства украинского нет, надо, чтобы был хозяин на любой земле: русские - на востоке, поляки - на западе и так далее".

Может показаться неправдоподобным, что Кремль реально надеялся вызвать всплеск шовинистических антиукраинских настроений у поляков, венгров и румын. Но дело в том, что Путин давно живет в некоей иной реальности, где революции устраиваются на деньги американского Госдепа, а нормальные люди могут вдохновиться лишь одной "высокой идеей" - оттяпать кусок территории у соседа.

Эффект Сикорского

Еще один, на этот раз незапланированный Кремлем зондаж польского общественного мнения случился в октябре, после того как на американском веб-портале Politico появилось интервью маршалка польского Сейма Радека Сикорского о том, что творится в голове у Путина. "Он хотел, чтобы мы стали участниками расчленения Украины, - сообщил Сикорский. - Путин хочет, чтобы Польша ввела войска в Украину. Они подают нам такие сигналы. Мы долгие годы знаем ход их мыслей. Мы долгие годы знаем, о чем они думают. Это была одна из первых идей, высказанных Путиным моему премьер-министру Дональду Туску, когда тот посетил Москву. Он тогда сказал, что Украина - это искусственная страна, что Львов - это польский город, и почему бы нам просто не уладить это вместе".
Ни в приличных газетах, ни даже в желтой прессе - и не только в Польше, но и в Западной Европе - никто не усомнился в том, что у Путина были такие планы.

Типичная реакция выражалась в удивлении, насколько Путин не в ладах с реальностью. "Лишь очень немногие, в первую очередь националистически настроенные круги в Польше, требуют возвращения Львова и западноукраинских территорий, поэтому Путину должно было быть ясно, что либерально-консервативное правительство Польши с его ориентацией на Запад никогда бы не стало участвовать в подобной авантюре, - констатировала немецкая газета Die Welt. - Если Путин действительно серьезно полагал, что Польша примет его предложение, то это лишь подтверждение того, что он потерял связь с реальностью, о чем, в принципе, еще весной говорила канцлер Германии Ангела Меркель".

В самой Польше на Сикорского и Туска обрушился шквал критики - за то что они не рассказали мировой общественности о планах Путина раньше. Сикорскому пришлось неуклюже опровергать собственные заявления. Однако польские журналисты нашли подтверждения его словам. Например, популярный польский еженедельник Wprost процитировал неназванного представителя окружения Туска: "Дональд многим рассказывал историю своей встречи с Путиным". А польское издание еженедельника Newsweek привело выдержки из записей, оставленных замминистра иностранных дел Польши Анджеем Кремером (он погиб вместе с президентом Лехом Качиньским и еще 94 поляками в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 г.). Согласно этим записям (впрочем, весьма лаконичным) в беседе с Туском в Сопоте в 2009 г. Путин действительно завел речь о территориях, отобранных у Польши и присоединенных к Украине. В том же материале сообщается, что в президентском дворце история о предложении Путина была столь известна, что один из политиков, связанных с Лехом Качиньским, любил рассказывать ее, общаясь со студентами.

Коррекция планов

Нет никаких оснований предполагать, что представления Путина о внешнем мире стали более адекватными. Властитель Кремля по-прежнему обитает в параллельной реальности. Однако это не означает, что он не воспринимает сигналов из нашего мира. Он их воспринимает, но расшифровывает на свой лад.

Если говорить о первоначальном кремлевском плане использования Евромайдана, то похоже, что это Путин вынудил Януковича сбежать из Киева, чтобы в Украине воцарился хаос и можно было без особых усилий расколоть ее на три части. Однако распорядок событий был сорван сначала Януковичем, который испугался чего-то в Харькове и не стал провозглашать "независимость Юго-Востока", а затем Игорем Коломойским и его командой, которые превратили Днепропетровск в украинский форпост. Поэтому было решено сначала максимально быстрыми темпами аннексировать Крым, а затем, демонстрируя, как легко досталась эта добыча, сразу же инициировать расчленение остальной Украины.

Федерализация интересует Путина лишь как подготовительный этап развала украинского государства: она должна высвободить центробежные тенденции, которые, по кремлевскому мнению, в Украине очень сильны

Ключевая роль отводилась народному энтузиазму в Польше, Венгрии и Румынии, который должен был заставить боязливые власти этих стран "подобрать то, что плохо лежит". Судя по всему, в Кремле рассчитывали на многолюдные демонстрации в Варшаве, Будапеште и Бухаресте под лозунгами "Львов наш", "Ужгород наш" и "Черновцы наши". Когда же ничего подобного не произошло, вина за срыв плана была возложена на американцев, которые "подчинили себе всю Европу". После этого план был откорректирован: вместо расчленения Украины внешними силами должен был инспирироваться раскол Украины изнутри антагонистичными внутренними силами.

Сейчас программа-минимум Кремля - это федерализация Украины, программа-максимум (то есть второй этап плана) - развал украинского государства на несколько разновеликих кусков. Чтобы настаивать на федерализации, достаточно располагать "бунтующими регионами" на востоке Украины. Но федерализация (при которой для принятия внешнеполитических решений будет необходим консенсус всех регионов) не обеспечит Кремлю контроля над Украиной, она лишь закрепит статус Украины как "ничейной земли" между "русским миром" и ЕС.

Поэтому федерализация интересует Путина лишь как подготовительный этап развала украинского государства: она должна высвободить центробежные тенденции, которые, по кремлевскому мнению, в Украине очень сильны и сдерживаются только военной силой и страхом перед репрессиями. Можно не сомневаться, что подготовка к развалу Украины уже сейчас ведется полным ходом, причем не только на востоке и юге, но и на западе страны.

Путину нужно отколоть от Украины по кускам западные территории ради двух целей. Во-первых, это превосходная наживка для западных соседей Украины, которым уже не нужно будет вводить войска и осуществлять аннексию - достаточно установить протекторат через двуязычие, политический и экономический контроль. Польша, по этой логике, может забрать в свою сферу влияния Галичину и Волынь, Румыния - Буковину, при этом Закарпатье может быть поделено между Румынией, Венгрией и Словакией в соответствии с распределением румынских, венгерских и русинских общин (нелишне напомнить, что в Словакии русины официально признаны национальным меньшинством). Если страны ЕС станут соучастниками раздела Украины, они не смогут протестовать против аналогичных действий России.

Вторая цель, не менее важная, - это лишить украинскую революцию ее Пьемонта, а вместе с тем - "излечить" Украину от всего "галицкого", прежде всего - от греко-католических и "бандеровских" традиций. Если Украина останется без западных областей, то Москва может рассчитывать привести к власти в Киеве свою марионетку и забрать Украину в свою сферу влияния, что означает членство в Таможенном союзе и ОДКБ. Ради этих двух целей Путин будет готовить откол Западной Украины даже и без федерализации, хотя для него этот промежуточный этап желателен.

О том, для чего Балога и Кремль кормят русинов Закарпатья, читайте здесь