Запад вводит против Кремля негласные санкции
В конце прошлой недели пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков провел брифинг по поводу полученных администрацией президента письменных запросов из двух "уважаемых", по словам чиновника, англоязычных изданий. По всей видимости, иностранные журналисты готовят крупную - возможно, совместную - публикацию, посвященную ранним этапам деятельности Владимира Путина в "ураганные" 90-е годы. В частности, речь может идти о его причастности к становлению сомнительных предприятий Юрия и Михаила Ковальчуков, Геннадия Тимченко, Игоря Сечина и других лиц, которые ассоциировались с так называемой "тамбовской" организованной преступной группировкой, активно действовавшей в Петербурге на заре карьеры хозяина Кремля. Даже из официальной биографии Путина известно, что на старте 90-х он руководил внешнеэкономической деятельностью северной столицы, а также был косвенно вовлечен в вопросы приватизации городской собственности.
В Украине, надо сказать, петербургские похождения будущего российского "национального лидера" малоизвестны. Да и в России первой половины 90-х Путин был неприметным чиновником малоуспешной администрации проигравшего перевыборы Анатолия Собчака. Отсюда и пикантность взмывших из небытия названий. К примеру, интересуются западные расследователи, верно ли, что г-н Путин, работая в администрации Санкт-Петербурга, одобрил ссуду строительной корпорации "Двадцатый трест" на сумму 23 млрд руб.? Привлекался ли г-н Путин к созданию медицинской компании "Петромед"? "Крышевал" ли г-н Путин фирмы г-на Тимченко "Двадцатый трест" и "Петромед" от питерских криминальных группировок? Вкладывал ли г-н Путин напрямую или косвенно деньги в Gunvor Group? Помогал ли г-н Тимченко г-ну Путину финансово, когда г-н Путин перебрался в 1998 г. в город Москву? Было ли признано коммерческое участие тогдашнего помощника Алексея Миллера в корпорации "Совэкс"? Было ли призвано это участие скрыть финансовые интересы Владимира Путина в "Совэксе"?
Примерно в таком порядке подал фрагменты озвученного Песковым списка вопросов оппозиционный российский журналист Сергей Пархоменко в своей авторской передаче в эфире радио "Эхо Москвы". Недвусмысленность вопросов, рассекретить сам факт существования которых почему-то решили в Кремле, обозреватель объясняет тем, что такая подача свидетельствует о завершении расследования и участии в подготовке запроса правовых представителей изданий. Иными словами, раскопанная информация настолько серьезна, что публикации наверняка вызовут возмущение и судебные иски со стороны российской власти.
Любопытно, что в контексте стилистики проведения Москвой информационной войны в данном случае можно говорить о пропущенном ударе, поскольку российская аудитория вполне удовлетворилась бы обычным сокрытием фактов или отрицанием обвинений, исходящих от "ненавистников России". Однако явный испуг кремлевских старожилов может быть связан с эффектом, который планирующиеся публикации произведут на более статусную, нежели зомбированная российская, западную публику - ту, в чьих карманах находится ключ от вывезенных в офшоры российских миллиардов.
Как бы то ни было, готовься Москва к сколько-нибудь большой войне, ей нет смысла оправдываться за то, что на Западе давно называют "русским бизнесом": вымогательство, коррупцию, отмывание денег. Игра Кремля с Западом на украинской территории представляет собой перманентный блеф с повышением ставок. И проблема давно не в Путине, а в самом Западе. Впрочем, оказалось, что и Вашингтон с Брюсселем все же способны политически взрослеть в ускоренном режиме.
Демонстрацией тому стала не только неизменная позиция стран ЕС в вопросе текущих санкций, но и историческое (последний раз нечто подобное произошло в преддверии Второй мировой войны) заявление британского королевского двора по этому поводу, а также особенно уязвивший Россию арест в Цюрихе семерых топ-менеджеров ФИФА по запросу США. По-видимому, детализировать драму и сюжет санкционированных американской и швейцарской юстицией разоблачений коррупционной деятельности спортивных чиновников уже нет надобности. Но качественная угроза воплощению очередной пафосной и своекорыстной мечты российского диктатора - о проведении в России мирового футбольного первенства - теперь превратилась в реальность.
Впрочем, самые интересные сюрпризы еще впереди. Барак Обама фактически положил конец действовавшей с 1993 г. программе "Мегатонны в мегаватты", предусматривавшей закупку и переработку российского оружейного урана из демонтированных боеголовок на топливо для американских АЭС. В середине 90-х поставки оказались на грани срыва из-за угрозы арестов российского имущества в США в качестве удовлетворения гражданских исков против РФ. Чтобы избежать этого и тем самым не допустить попадания урана на черный рынок, Белый дом ввел режим национальной чрезвычайной ситуации, позволявший обеспечить иммунитет объектов РФ в Америке. Лазейку широко использовали кремлевские "коммерсанты", выведя в США активы на астрономические суммы. Но 26 мая режим был отменен.
Примечательно, что накануне этого акционеры ЮКОСа обратились к западным, в частности американским, судам о принудительном взыскании с РФ 50-миллиардного долга за счет имущества федерации за рубежом. По всей видимости, это может дать старт глобальной охоте на российские активы и для других истцов.
Безусловно, все эти инвективы являются косвенными и внешними, ведь ни одна из них по отдельности, ни все они вместе не способны опрокинуть режим "больного человека Евразии". Но вряд ли есть повод сомневаться в том, что случайные совпадения в контексте глобальной кампании по подавлению агрессии Кремля могут быть как минимум синхронными. Экспорт коррупции в любом случае сегодня осознан как главная внешняя угроза западной цивилизации - наравне с исламизмом, а это, учитывая физические и экономические потери Украины в вооруженном противостоянии России, является крупным бонусом для международной позиции официального Киева.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 1 июня 2015 г. (№22/732)