Китайцы вместо русских. На что еще пойдет Лукашенко ради сохранения власти
9 января, комментируя конфликт с РФ, Александр Лукашенко заявил: "Вы заметили, что в последнее время я часто говорю о суверенитете и независимости. Поверьте, это от души. Здесь нет никакого вранья, здесь нет какого-то моего поступка в угоду кому-то. Я действительно привержен этой идее".
Сущая правда, если учесть, что раньше главной угрозой белорусской независимости был сам Лукашенко, а сегодня это Россия, настаивающая на выполнении как раз Лукашенко и подписанного договора о Союзном государстве. По сути, о вхождении Беларуси в состав РФ.
Вот только Лукашенко в Россию не хочется. Ему хочется шестой срок подряд (выборы в августе этого года) быть президентом суверенной страны, а не чиновником при кремлевском троне. Отсюда и новая модель поведения: если прежде начальник Беларуси противопоставлял друг другу Россию и Европу, играя их интересами на белорусских землях, то теперь к игре приглашаются Китай и США.
Это настолько очевидно, что, когда эта статья уже писалась, о том же самом заявил и американский журнал Foreign Policy. Цитата: "Александр Лукашенко, 65-летний авторитарный президент Беларуси, наращивает обороты геополитического рискованного трюка, который он проделывает с российским президентом Владимиром Путиным, приглашая Китай и США распространить свое влияние в его стране как способ упредить политический союз с Кремлем".
Действительно, именно так выглядит новая внешнеполитическая парадигма Лукашенко: к моменту, когда он переизбирется президентом (сентябрь 2020-го), Беларусь станет местом пересечения интересов России, Китая и США. А сам Лукашенко будет играть на этих противоречиях.
С Европой не получается
Незадолго до Нового года Совет ЕС утвердил решение о подписании с Беларусью соглашения об облегчении выдачи виз. Теперь белорусы будут платить за шенгенскую визу не 80 евро, как сейчас, а 35, да и получить ее будет немного легче. Вот только триумфом белорусского МИДа это не стало, скорее наоборот.
Визовые соглашения с ЕС — это, конечно, первый серьезный документ между Минском и Брюсселем. Но его "вымучивали" шесть лет. Если бы ЕС желал улучшения отношений с официальным Минском, процесс наверняка шел бы быстрее. Тем более что упрощенный визовый режим с Евросоюзом имеет даже Россия.
А вот дальше навстречу Лукашенко европейцы идти не хотят — даже ради сдерживания Москвы. Показанный недавно по DW документальный фильм о том, как глава Беларуси убивал своих политических оппонентов, стал очень очевидным намеком на это. По сути, все благоволение ЕС к Александру Григорьевичу после 2014 г. свелось к снятию санкций в 2016-м как поощрение за проведенные без лишних репрессий президентские выборы.
Дальнейшего взаимодействия не получилось: европейцы требуют отмены смертной казни и возвращения гражданских свобод, официальный Минск делает вид, что не понимает, о чем речь.
На днях глава делегации Европарламента по связям с Беларусью Роберт Бедрон в интервью польской газете Rzeczpospolita заявил: "Запад не готов ради того, чтобы предотвратить сближение Москвы и Минска, закрыть глаза на действия белорусского режима. По определенным вопросам мы сохраняем принципиальную позицию. Лукашенко должен подать четкий сигнал, что он хочет диалога, сделать какой-то важный жест, например, ввести мораторий на смертную казнь. Сейчас таких сигналов мы не видим. Лукашенко должен понимать: если он не пойдет на уступки, Евросоюз поддержки ему не окажет. Иначе жители Европы начнут задаваться вопросом: почему мы должны помогать Лукашенко, если он столько лет флиртовал с Путиным?" И в этой ситуации многолетний флирт с Путиным самих европейцев — дело десятое.
Китай и НПЗ
Поднебесная в последние годы становится основным кредитором и инвестором для официального Минска, а также торговым партнером. В 2019-м товарооборот между Беларусью и Китаем увеличился на 40%, до $3,7 млрд. Правда, с абсолютным перевесом в пользу Китая: поток товаров из Беларуси на китайский рынок составил лишь $570 млн.
В конце прошлого года Китай даже демонстративно "подвинул" РФ: когда Москва из-за интеграционных разногласий отказалась давать Минску очередной кредит на $500 млн, это тут же сделал Пекин. Показывая тем самым: у него свои интересы на границе с ЕС, и он не зря инвестировал уже миллиарды долларов в то, чтобы превратить Беларусь в мегасклад своих товаров.
И тут началось нечто интересное. Появилась информация (неофициальная, разумеется) о том, что белорусское правительство (читай: Лукашенко) ведет переговоры о продаже обоих белорусских нефтеперерабатывающих заводов китайцам. За государственные пакеты акций запросили $16 млрд ($9 млрд за Мозырский НПЗ и $7 млрд за Новолоцкий). В переговорах якобы принимает участие Михаил Гуцериев как совладелец Мозырского НПЗ.
Эти два завода фактически формируют треть белорусского ВВП и львиную долю валютной выручки. С другой стороны, толку от них мало, если Россия не поставляет нефть по ценам ниже рыночных. А как раз такая халява для Лукашенко закончилась 1 января 2020-го. Так что вполне логично предложить эти НПЗ китайцам, и пусть они уже объясняют Кремлю, по каким ценам тот должен поставлять нефть. А налоги и акцизы все равно ведь в белорусский бюджет пойдут...
В числе других китайских интересов в Беларуси — сельскохозяйственные земли (уже получено 48 тыс. га в Гомельской обл.), недвижимость (множество объектов в Минске уже принадлежат Китаю), но главное — огромный логистический центр "Великий камень" под Минском, конечная точка маршрута "Новый Шелковый путь" от Китая до ЕС.
Надежда на американцев
...Что они придут и подвинут сразу и русских, и китайцев — так, по крайней мере, рассчитывает Лукашенко. А надежду на это ему дал Джон Болтон своим прошлогодним визитом. И хотя сразу после этого Болтон отправился в отставку, он все же успел запустить процесс формирования альянса между Беларусью, Польшей и Украиной в сфере безопасности. Это, конечно, не "Междуморье", о котором так любят говорить патриоты в Минске и Киеве, но Москве тоже очень не понравилось.
"Ожидается, что после запланированного визита в Минск госсекретаря США Майка Помпео, который был отложен из-за обострения напряженности в Ираке, масштаб деятельности Лукашенко в направлении США увеличится", — пишет Foreign Policy. Ну а пока он не приехал, Вашингтон и Минск готовятся обменяться послами после десятилетнего перерыва в дипломатических отношениях.
В самом деле, Вашингтон явно стремится возродить отношения с Минском и поддержать Беларусь перед лицом давления России. Конечно, не из любви к Лукашенко, а чтобы защитить свои интересы в Европе. Прежде всего в Польше и Украине, для которых Беларусь является своего рода буфером между ними и РФ.
Как считает политолог Андрей Суздальцев, на Лукашенко произвело сильное впечатление давление США на строителей газопровода "Северный поток-2". Белорусский президент уверовал в силу Вашингтона, что проявилось во время телефонного разговора министра иностранных дел Владимира Макея с Майком Помпео 6 января. Тогда Лукашенко через своего министра фактически солидаризировался с антииранской политикой Вашингтона. Минск поспешил косвенно поддержать убийство иранского генерала Касема Сулеймани и, вопреки обыкновению, никак не возмутился действиями США. А ведь еще лет 10 назад американцев белорусское руководство проклинало так, как все шииты мира не проклинают сегодня...
Пока все исходят из того, что визит Помпео в Минск (как и в Киев) состоится в конце января. И он станет проработкой американо-белорусского саммита на высшем уровне — с участием президентов. Ну стоит Лукашенко лично поздороваться за ручку с Трампом — и он почувствует себя неуязвимым.
Нехорошее предчувствие у РФ
Нельзя сказать, что в РФ совсем уж не "считывают" поведение Лукашенко. Вот что пишет эксперт агентства "Регнум" Владимир Баранчик, несколько лет назад бежавший из Беларуси в Россию: "Если согласиться на мягкий вариант интеграции и дать Лукашенко еще один срок, он быстро продаст страну китайцам и МВФ, накачает националистов деньгами, еще сильнее форсирует белорусизацию и просто кинет своих визави, прося мировое сообщество о помощи. ...В России не могут принять факт радикальной прозападности и националистичности белорусских элит. Даже самые громкие звоночки (диалог с Западом, учения с НАТО) или воспринимаются как торг по интеграции, или и вовсе игнорируются".
Конечно, чтобы считать лукашенковских чиновников "националистами", требуется незаурядная фантазия — они в большинстве своем даже белорусского языка не знают. Но все остальное подмечено верно. Ради шестого и седьмого президентских сроков Лукашенко начинает распродажу белорусской лояльности, но главные покупатели теперь не россияне, а китайцы с американцами.
Первым нужна контролируемая территория на границе с ЕС, с хорошими логистическими качествами — Беларусь подходит великолепно. Вторым нужна лояльная буферная зона между Польшей и РФ — и опять совпадение интересов.
А то, что интересы Китая и США пересекутся на белорусской территории, для Лукашенко только плюс. Он, как ни один политик в мире, умеет играть на подобных конфликтах, неизменно получая выгоду. Лукашенко в конце прошлого года показал, что не пойдет на интеграцию с Россией, но будет и дальше выбивать из Москвы дешевые энергоносители. Теперь он надеется опереться на поддержку США и Китая, чтобы под их политической крышей оформить в Беларуси свою политическую династию.