Захват южнокорейского танкера. Как Трамп помог Ирану надавить на Байдена
Тегеран воспользовался политическим бардаком в Вашингтоне, чтобы получше подготовиться к переговорам с Джо Байденом
Своеобразно Тегеран решил почтить память генерала Касема Сулеймани, ликвидированного американцами год назад в Ираке, — бойцы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) захватили в Ормузском проливе южнокорейский танкер Hankuk Chemi и всех 20 человек экипажа — граждан Южной Кореи, Вьетнама, Индонезии, Мьянмы.
Официальная причина: танкер, перевозивший 7,2 т этанола, якобы нарушил экологические нормы, поскольку загрязнял воды залива (Персидского). Владелец судна — DM Shipping Co. Ltd (Пусан) — отрицает выдвинутые Ираном обвинения.
Представитель компании в комментарии AP на условиях анонимности рассказал, как же на самом деле происходило "общение" между экипажем и КСИРовцами. По его словам, вооруженные иранские военные подошли к судну, шедшему из Джубайля (Саудовская Аравия) в Фуджейру (ОАЭ), над которым вдобавок еще и кружил вертолет, и поставили перед фактом: мы поднимаемся на борт с незапланированной проверкой. После чего судно заставили идти в иранские воды. Камеры на судне были отключены. Впрочем, капитан успел передать уведомление о пиратстве.
Минобороны Южной Кореи, как пишет CNN, в свою очередь оперативно направило в этот район эсминец Choi Yong, на борту которого находятся спецназовцы из подразделения Cheonghae. Это подразделение, созданное в 2009 г. для борьбы с сомалийскими пиратами, действует в Аденском заливе по просьбе Вашингтона. Однако к радикальным мерам Сеул решил не прибегать и намерен решить проблему дипломатическими мерами. По данным Yonhap, представитель южнокорейского МИДа по делам Африки и Ближнего Востока во вторник уже встретился с послом Ирана и они договорились работать над мирным разрешением кризиса.
Союзникам под ребра
Важный момент: буквально на днях Тегеран "зацепил" также и Израиль — еще одного верного союзника Соединенных Штатов.
В четверг, 31 декабря, а затем и в субботу, 2 января, министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, ссылаясь на данные своей разведки, объявил о готовящейся со стороны Израиля провокации в отношении США.
Зариф утверждает, что Иерусалим хочет спровоцировать войну между США и Ираном, атаковав американские войска в Ираке. И призвал президента Дональда Трампа не поддаваться на эти провокации, поскольку провокация-провокацией, но иранские военные будут защищать интересы страны.
Израиль, в свою очередь, заявления Зарифа опровергает. Министр энергетики Юваль Штайниц в воскресенье, 3 января, назвал их "вздором" и подчеркнул, что это Израиль как раз должен быть начеку ввиду годовщины смерти Касема Сулеймани.
Опасения Штайница вполне обоснованы. 31 декабря, когда Зариф принялся катить бочку на Израиль, Fox News со ссылкой на источники в разведслужбах США сообщил о том, что Тегеран к годовщине смерти командующего "Аль—Кудс" планирует нанести удар либо по американским силам на Ближнем Востоке, либо по союзникам США.
Прогноз разведки, как видим, был верен. Американцев Тегеран пока не трогал, а вот союзные Израиль и Южную Корею на самом деле "зацепил".
Идальго Трамп
Но кому в Белом доме сейчас есть дело до предостережений спецслужб? Тем более, если Дональд Трамп игнорировал их и в более благоприятные для него времена, нежели сегодня, когда его пальцы на президентском кресле пытаются оторвать едва ли не все, включая санчопансов.
Трамп, в действительности, все более походит на персонажа де Сервантеса. Только он — более осовремененная, более гротескная и куда менее благородная его версия. Человек, которому ничего не стоит позвонить госсекретарю Джорджии Брэду Раффенспергеру и, то угрожая, то осыпая лестью, просить найти ему голоса для победы в штате. Что, по мнению ряда видных правоведов (Кима Веле из Университета Балтимора, Рика Хасена из Калифорнийского университета, Ричарда Пейнтера из Университета Миннесоты) является нарушением федеральных законов и поводом для объявления импичмента.
Конечно, наивно было бы думать, что представители крупного бизнеса и истеблишмента в Штатах — сплошь законопослушные лапочки, но они, по крайней мере, пытаются придерживаться общепринятых правил. Трамп же этими оковами не обременен. Возможно из-за продолжительного общения с политконсультантом Януковича Полом Манафортом, а еще и с "солнцевскими", которым он в 80—е продавал жилье в своих "трамп туаэрах".
Его доходящая до фанатизма зацикленность на войне уже даже не с Джо Байденом, а со всей американской государственной системой, которая отказалась терпеть еще четыре года президентства Трампа, представляет огромную угрозу для нацбезопасности США и их интересов.
В интересах Ирана
Собственно, Тегеран попросту воспользовался царящей ныне в администрации Трампа неразберихой и хаосом, чтобы повысить ставки. Захват южнокорейского танкера произошел перед визитом в Иран замминистра иностранных дел ЮК Чхве Чон Куна, который должен был обсудить с аятоллами вопрос разморозки $7 млрд иранских средств, вырученных от продажи нефти и находящихся на счетах банков в Южной Корее. Они были заблокированы после введения Штатами санкций в отношении Ирана.
В Тегеране пытались надавить на жалость и утверждали, что эти деньги нужны им для закупки вакцины от Covid-19. Но, видимо, не столь уж важно для властей здоровье сограждан, если они пошли на эскалацию в отношениях с Сеулом.
Захват танкера, завуалированные угрозы в адрес Израиля, а также возобновление обогащения 20-процентного урана (о чем стало известно синхронно с атакой на судно) в ответ на убийство "отца ядерной программы" Ирана Мосхена Фахризаде — это банальное усиление переговорных позиций с Соединенными Штатами. Тегеран прошмыгнул в открытое Трампом настежь окно возможностей. И теперь иранцы, "покусывая" союзников Вашингтона, готовятся к диалогу с Байденом.
Избранный президент, как известно, ранее декларировал свою готовность восстановить дипломатические отношения с Ираном и вернуться к ядерному соглашению (Совместному всеобъемлющему плану действий), если Исламская республика будет готова придерживаться сделки, подписанной еще Бараком Обамой.
Иран пока таких намерений не демонстрирует. Напротив: он хочет сесть за стол переговоров, держа на виду зажженный фитиль конфликта, дабы выторговать себе условия получше. Так что жесткая иранская политика Трампа, по сути, накрылась медным тазом.