Заглянуть в глаза Путину. Почему Вашингтон готов обсуждать требования Кремля

Советник президента США Джейк Салливан потребовал, чтобы Россия отвела войска от украинской границы, после чего Соединенные Штаты, возможно, захотят обсудить требования Москвы

Getty Images

Украинская, а также российская внешняя политика нынешней администрации США неоднозначна. Да, Соединенные Штаты – стратегический партнер Киева. Но при этом некоторые заявления и предложения представителей Белого дома вызывают у союзников вопросы, сомнения, подозрения, а в некоторых случаях — страх и панику.

Итак. С одной стороны, Вашингтон, как и прежде, оказывает Украине мощнейшую поддержку, в том числе финансовую и материально-техническую – в виде взаимовыгодных двухсторонних соглашений, обмена разведданными, предоставления военной помощи.

И не только администрация, но даже в большей мере – американские законодатели. Именно Конгресс постоянно критикует Белый дом за отказ ввести санкции в отношении компании-оператора "Северного потока-2", в связи с чем республиканцы даже заблокировали назначения десятков послов и других чиновников, требуя усилить давление на стратегически-газовый проект России.

Кроме того, Конгресс регулярно выступает с призывами дать Украине больше военной помощи – обеспечить не только "Джавелинами" и боеприпасами, но, к примеру, закрыть дыры в противоракетной обороне.

Здесь стоит упомянуть сентябрьское предложение республиканца Скотта Франклина включить в оборонный бюджет США на 2022-й фискальный год возможность продажи или передачи систем ПРО.

Тогда издание Politico со ссылкой на источники в Конгрессе писало о том, что законодатели рассматривают вариант с израильско-американским "Железным куполом", ранее закупленным для армии США, но не вписавшимся в американскую систему обороны.

Инициатива включена в пункт 1234 NDAA-2022. В частности, в нем содержится требование к министру обороны не позднее, чем через 90 дней после вступления закона в силу предоставить законодателям доклад о том, как Штаты, собственно, могут помочь Украине закрыть бреши в система противовоздушной и противоракетной обороны. Закон 15 декабря был принят Сенатом и ожидает подписи Джо Байдена. Так что вариант Франклина все еще на столе.

Плюс, Киев, по словам источников CNN, подал в Вашингтон запрос о предоставлении дополнительных вооружений: ПТРК Javelin, катеров Island, радиостанций, боеприпасов, а также систем ПРО Patriot. Сейчас Белый дом рассматривает этот запрос.

Маловероятно, что Украина получит Patriot, но дополнительная помощь на фоне эскалации со стороны России очень даже возможна.

США и другие союзники Украины уже увеличили ее объемы. И не только в оборонке, но и в цифровой сфере.

К примеру, 20 декабря The New York Times сообщила, что Россия готовит масштабные кибератаки на украинские энергосистемы и правительственные сайты, в связи с чем Вашингтон и Лондон тайно отправили в Киев своих киберспециалистов в помощь украинским коллегам – для отражения атаки карманных хакеров российских спецслужб. 

Тревожные мысли

И все же, есть определенные намеки на то, что у администрации слова могут разойтись с делом.

Виной тому пассажи представителей так называемой фракции умиротворителей в Белом доме, которую курирует советник президента по нацбезопаности Джейк Салливан.

Не так давно один из его внештатных советников Сэмюэл Чарап написал колонку в Politico о необходимости изменить подход к России – добиться снижения напряжения, в том числе за счет Украины. В частности, он предложил администрации надавить на Киев, дабы тот все же пошел на уступки в рамках Минских договоренностей. Иначе будет "взрыв".

Вскоре после появления этой статьи президент РФ Владимир Путин провел свои "красные линии" — потребовал гарантий невступления Украины в НАТО.

Джо Байден в ответ заявил, что никакие "красные линии" Путина не принимает. Они провели онлайн-переговоры, которые, судя по официальным сообщениям, особого успеха не принесли, однако Москва не успокоилась и тотчас анонсировала следующую "встречу" двух президентов.

Практически сразу российский МИД выложил в сеть пакет требований к Соединенным Штатам, которые озвучивались также во время визита в Москву замгоссекретаря США по Евразии Карен Донфрид: отказ НАТО от расширения на восток, отказ от членства Украины в Альянсе, отказ от ведения военной деятельности на территории стран Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии; неразмещение ракет средней и малой дальности на позициях, с которых они могут поразить территорию других участников соглашения.

И хотя западные партнеры Украины, в том числе НАТО, требования Путина вроде бы отвергли, все тот же Чарап в Twitter 18 декабря поделился размышлениями, которые лишь усилили беспокойство, вызванное его колонкой в Politico.

Чарапа, по его словам, озадачило решение МИДа РФ опубликовать свои требования. И он предполагает, что Москва просто внимание таким образом отвлекает от своих реальных планов.

Но даже не имея всех данных, исходя из его же слов, советник Салливана вновь предлагает пойти на уступки – Западу, раз уж Россия не идет, сделать дипломатический жест "Hail Mary". Это, по его словам, альтернатива "катастрофической войне".

На самом деле вот это "Hail Mary" звучит очень двусмысленно. Де-факто Чарап призывает пойти на уступки, чтобы "Богородице не пришлось молиться за грешников" — т.е. чтобы не было войны и реальных жертв. Иными словами, Чарап заикнулся о капитуляции.

Возможно это лишь мнение советника и политолога, которое он, к слову, озвучивал не единожды с начала войны между Россией и Украиной.

Но через два дня после твита Чарапа его шеф Джейк Салливан провел телефонный разговор с помощником Путина Юрием Ушаковым. И, согласно пресс-релизу на сайте Белого дома, Салливан допустил обсуждение пресловутых "хотелок" Кремля — правда, с оговоркой: только после деэскалации на границе с Украиной. То есть после отвода войск, и не раньше.

Конечно, это не свидетельство того, что Белый дом всерьез допускает принятие требований Москвы после того, как Байден отверг путинские "красные линии", или хотя бы переговоры по ним, но само по себе заявление Салливана – это уже успех Кремля в его информационной войне.

Как, к слову, и решение Госдепартамента рекомендовать согражданам не ехать в Украину из-за пандемии и угрозы вторжения России. На это ряд американских экспертов, включая, например, старшего советника Хельсинкской комиссии Конгресса США Пола Массаро, задались вопросом: а что Вашингтон сделал для того, чтобы это вторжение стало невозможным (ни превентивных санкций, ни других сигналов Путину)?

Вместо этого Салливан то ли демонстрирует готовность к диалогу с режимом Путина, то ли имитирует эту готовность. С большой долей вероятности, все же последнее, ведь откровенная сдача интересов Украины – это сдача интересов США и ослабление их позиций в Европе и НАТО.

Так что, скорее всего, вызывающие беспокойство завуалированные и не очень предложения "умиротворителей" стабилизировать диалог с Россией могут быть попросту игрой вдолгую. Но в таком случае возникает вопрос: если мы наблюдаем сложную многоходовку, не слишком ли высока ее цена? Ведь подобные "проявления слабости" Вашингтоном отправляются в копилку достижений Кремля и способствуют увеличению его аппетитов.