Задобрить слонов. Почему встреча Байдена и Си крайне важна для Украины
Оба лидера стремятся к стабилизации отношений в рамках цивилизованной конкуренции.
Лидер Китая Си Цзиньпин прибыл с первым за последние шесть лет визитом в Соединенные Штаты для участия в саммите Азиатско-Тихооканского экономического сотрудничества (АТЭС/APEC), во время которого, 15 ноября, состоится его вторая за время президентства Джо Байдена встреча.
И собственно сейчас за этим переговорам с наибольшим интересом наблюдают в мире – чиновники, эксперты, СМИ. Поскольку обе стороны – и США, и Китай – возлагают на встречу определенные надежды, а именно надеются на результативное движение по стабилизации отношений обеих стран после периода постоянного роста напряжения. О чем, например, свидетельствует крайне положительная статья государственного информагентства КНР "Синьхуа" о Xiplomacy ("Сипломатии"), вышедшая 15 ноября под заголовком "Сипломатия": визит Си на саммит APEC свидетельствует о надежде для китайско-американских отношений".
Спасение китайской экономики
Си прибыл на встречу с Байденом в Сан-Франциско с довольно непростым бекграундом. В первую очередь, из-за ощутимых проблем в экономике Китая, которые значительно усилились из-за пандемии и российской войны против Украины.
Несмотря на ряд шагов правительства КНР, призванных восстановить экономику, которые отчасти сработали в начале текущего года, впоследствии все же наблюдалось существенное падение экономической активности, экспорта, потребления, производства и одновременно уменьшение объемов иностранных инвестиций, рост инфляции (юань демонстрировал очередные минимумы в августе- сентябрь) и уровня безработицы.
В частности, иностранные компании, как отмечает BBC, сейчас выводят больше средств из КНР, чем инвестируют. В период с июля по сентябрь 2023 г. впервые за 25 лет в КНР зафиксирован дефицит иностранных инвестиций – $11,8 млрд. Причин несколько: низкие процентные ставки, более жесткая политика регуляторов, да и в целом беспокойство из-за замедления экономики Китая и его геополитического противостояния с Соединенными Штатами. Поэтому инвесторы предпочитают выводить деньги и зарабатывать на них на других рынках.
К тому же угрожающей тенью над китайской экономикой навис кризис на рынке недвижимости, который в свое время был чуть ли не главным ее, экономики, двигателем благодаря активному кредитованию. Но этот пузырь может лопнуть с разрушительными последствиями для Китая.
Впрочем, даже если Пекину удастся этого избежать, по мнению аналитиков Федерального резервного банка Далласа (Federal Reserve Bank of Dallas) Севона Гура и Брейдена Стреткмана, которые в своем анализе опираются на опыт роста экономики Японии и Южной Кореи, китайская экономика, демонстрировавшая беспрецедентный рост с 1980 гг., достигла своего максимума стремительного развития из-за "приближения к экономическим и технологическим границам". Она начала замедляться еще с 2000 г., говорится в статье Гура и Стреткмана, и эта тенденция, скорее всего, будет наблюдаться в ближайшие лет 20, ведь в Китае уменьшилась численность населения трудоспособного возраста, в то же время среди молодежи растет уровень безработицы, а инвестиции в сектор недвижимости существенно сократились.
В то же время американская экономика, пишет The Wall Street Journal, тоже анализировавшая состояние экономики КНР, наконец-то начала выздоравливать после пандемии: инфляция утихает, уровень безработицы падает, последний квартал был лучшим за почти два года. И на сегодняшний день, говорится в материале, ВВП Китая в соотношении к американскому составляет 64%, хотя еще в 2021 г. он был 75% от ВВП США.
Заметим, приведенные выше публикации являются лишь несколькими из ряда аналитических материалов о том, с чем, собственно, Си приехал в США, которые были обнародованы накануне его визита.
И Пекин не смог игнорировать этот повышенный интерес Штатов к китайской экономике. Поэтому 15 ноября Китайское управление госстатистики, которое, к примеру, долгое время скрывало данные об уровне безработицы в стране, обнародовало свое видение ситуации, которое, конечно, намного оптимистичнее выводов американских экспертов.
Так, ведомство сообщило о росте: ВВП – за 9 месяцев 2023 г. на 5,2%, что соответствует плану правительства; промышленного производства – на 4%; сектора услуг – на 6%; розничных продаж – на 6,8%; увеличение инвестиций – на 3,1%; сокращение уровня безработицы – до 5%.
Отметим, что в преддверии саммита АТЭС улучшил свой прогноз роста ВВП Китая также и Международный валютный фонд (МВФ). В Фонде ожидают, что в 2023 г. экономика вырастет на 5,4%, а не на 5%, согласно предыдущему прогнозу.
Однако МВФ также прогнозирует замедление экономического роста КНР в следующем году – на 4,6%, из-за проблем на рынке недвижимости и падения экспорта.
Нынешний рост ВВП обусловлен решением КНР выпустить гособлигации на 1 трлн юаней ($137 млрд) и мерами по поддержке экономики, но на долгосрочную перспективу Пекин должен заложить фундамент для укрепления экономики, поэтому и нуждается в нормализации экономических отношений с США и ЕС.
Оседлать слона
Впрочем, сложный бэкграунд в Сан-Франциско привез и Джо Байден, который вместе с однопартийцами сейчас столкнулся с перманентными демаршами республиканцев в Палате представителей накануне президентских выборов.
Обе партии согласны с тем, что Китай является главным геополитическим противником Соединенных Штатов. И обе стремятся к определенной стабилизации отношений с КНР, но подходы "слонов" и "ослов" имеют серьезные отличия.
Поэтому Байдену необходимо продемонстрировать положительные результаты переговоров с Си – достичь договоренности о конкуренции в соответствии с международными правилами, без эскалации в отношениях, но так, чтобы "уровень напряжения" удовлетворил республиканцев, которые, отметим, имеют свои требования к Белому дому касемо построения новых отношений. с Китаем.
Так, еще в июне консерваторы призывали Госдеп не продлевать действие соглашения о научном сотрудничестве между КНР и США, заключенном в 1979 г., поскольку Пекин использует его для научного и промышленного шпионажа.
А непосредственно перед саммитом АТЭС республиканцы из обеих палат Конгресса выдвинули Белому дому условия переговоров с Си.
9 ноября было обнародовано письмо членов Палаты представителей от РП к Байдену, в котором они хоть и поддерживают попытки не допустить конфронтации обеих стран, но также требуют отмены Китаем запрета на выезд граждан США из КНР, усиления контроля над импортом прекурсоров фентанила из КНР и, конечно, же, прекращения военных провокаций Пекина против Тайваня и США. Также конгрессмены упомянули о масштабном нарушении прав и свобод человека в Китае.
14 ноября уже сенаторы от РП призвали Байдена во время переговоров с Си никоим образом не уступать в американской политике относительно Тайваня, являющийся, пожалуй, самым проблематичным вопросом в отношениях Вашингтона и Китая, который оба стремятся отделить от векторов внешней политики, касающихся улучшение экономического сотрудничества и защиты жизнеспособности существующей международной системы безопасности.
Поэтому Си в Сан-Франциско надеется получить гарантии того, что США не будут интенсифицировать торговую войну или соперничество в технологическом секторе. В то же время Вашингтон, кроме экономических вопросов, также заинтересован в, например, восстановлении канала связи между оборонными ведомствами КНР и США; и, по информации The Wall Street Journal, переговорах по контролю над ядерным оружием на фоне постоянных ядерных угроз со стороны России, которые тоже не отвечают национальным интересам Китая.
Почему эта встреча важна для Украины
Она важна не только из-за позиции КНР в отношении войны, развязанной Россией против Украины, и его поддержки Кремля.
Хотя, безусловно, Си и Байден в Сан-Франциско будут говорить о российской войне. Что, примечательно, в то же время, как сообщил спикер Госдепа Мэтью Миллер, встреч между американской и российской делегациями на саммите не планируется. То есть Байден намерен говорить с Си об агрессии России без участия России. Москва узнает о ходе переговоров, вероятно, дозировано после уже от Пекина.
При этом Вашингтон явно надеется на то, что дискуссия двух лидеров о войне РФ против Украины может быть весьма продуктивной. Об этом косвенно свидетельствует заявление советника Байдена по нацбезопасности Джейка Салливана о том, что Китай, скорее всего, не оказывал России военную помощь. Таким образом, администрация заранее пытается обойти острые углы и не спровоцировать Китай придерживаться более агрессивной позиции во время встречи, чтобы, по идее, склонить Пекин к более жесткому отношению к его российскому вассалу.
Вместе с тем, потенциальный успех Байдена на переговорах с лидером Китая может быть, конечно, полезен Украине, в случае если этот успех будет приемлем для республиканцев. Это во-первых. Во-вторых, таким образом, укрепятся позиции его партии в Конгрессе.
Что особенно важно сейчас, когда партии снова не смогли согласовать полноценный бюджет и были вынуждены принять временный – на два месяца с целью не допустить шатдауна федерального правительства.
В этот временный бюджет не были включены новые пакеты помощи для Украины и Израиля. И если Иерусалим, по данным Bloomberg, получает от Пентагона без публичного объявления увеличенную военную помощь для противостояния с террористами ХАМАС, то что касается Украины, упомянутый выше Мэтью Миллер признал: США "находятся в критической точке помощи Украине. Пентагон публично заявил, что они исчерпали около 95% своих средств для оказания помощи Украине. Это очень важно".
Поэтому Белому дому и демократам в Конгрессе, да и умеренным республиканцам, понимающим, что поддержка Украины отвечает национальным интересам США, сейчас крайне важно выйти победителями из переговоров в Сан-Франциско.