Оторвались от России. Что не так с местом Украины в рейтинге восприятия коррупции
Последние два года начинают рисовать линию на песке между Украиной и странами, стоящими на пороге интеграции в ЕС и присоединившихся к НАТО
Рейтинг восприятия коррупции (CPI) публикуется Transparency International с 1995 года. Что, кстати говоря, жаль, так как нам трудно судить об исходной позиции Украины и других постсоветских государств при том, что основные процессы "разгосударствления" (или, если угодно, расхищения народной собственности) происходили именно в первой половине 90-х.
Объективность оценки – вопрос спорный, так как, насколько можно судить из методики, опрашиваемые высказываются с точки зрения собственных интересов. Как известно, для составителей того же Doing Business форма правления менее важна, нежели скорость получения строительных разрешений, так что особенности методики следует всегда держать в уме. Скажем, та же Исландия всегда занимала в CPI первые места, пока в ходе финансового кризиса 2008 года не выяснилось, какая оргия происходила в ее банках. Однако этот рейтинг самый популярный, "медийный", так что посмотрим на его версию 2020, в которой Украина вроде бы даже получила повод для пусть весьма скромной, но гордости, года и сравним.
Если найдется с чем.
Ведь, к примеру, Армения с ее маленькой экономикой занимает в рейтинге ушедшего года аж 60-е место (рядом Греция, Иордания и Словакия) по сравнению с украинским 117-м, притом, что мы как-то не видим направляющуюся в Ереван толпу инвесторов со всего мира, а проигранная недавно война многое рассказала о подлинном состоянии государственных институтов. Кстати, Азербайджан – на одном месте с РФ, 129-м, Турция – на 86-м и прогрессирует. И какой тут должен быть вывод – в рамках политической корректности или научной?
При этом важно понимать, что CPI – всегда post hoc, он всегда о прошлом, поэтому, по сути, отображает реалии с запозданием в 1-2 года, а это удобно для информационных манипуляций. Хорошие новости для Украины (вдруг это как-то повлияет на инвестиции, ведь чистый приток обычных, прямых и иностранных составил в прошлом году что-то вроде $4 млн) состоит в том, что наша страна поднялась вверх на три места, прибавив девять баллов. Стала, так сказать, на три места и девять баллов менее восприимчивой к коррупции, то ли по сравнению с 2019-м, то ли с 2018 годом, притом, что в предыдущем рейтинге Киев просел на два места. Эксперты считают, что рост объясняется запуском антикоррупционного суда и рядом законов, принятых в "турборежиме", что звучит несколько противоречиво, поскольку в том же режиме было протолкнуто немало разных законов. Но, пусть – наконец, и правительственным информационным службам будет что размазать тонким слоем успехов по стремительно теряющему вес бутерброду.
Те же наблюдатели здраво отмечают, что импульс, направленный на борьбу с коррупцией у нынешней украинской верхушки давно прошел – она, как в известном анекдоте, стала этой коррупцией наслаждаться. Впрочем, это происходит не впервые – возможно, часть ответа состоит в южно-европейском характере украинского избирателя, склонного после героических усилий полежать на канапе с кальяном (при этом классические страны Южной Европы, Балкан, Ориента – ушли далеко вперед, даже наполовину признанная Косово)… Заметно, что до более или менее "приличных" стран Украине не хватает буквально рывка, примерно мест двадцати, но где-то в этом бутылочном горлышке и застряла пробка (сословные привилегии социальной группы, наживающейся на ренте от незаконной деятельности и дивиденде от грабительской приватизации?).
Так или иначе, с 2010-13 года Украина смогла, невзирая на нападение России и вызванный им кризис, съевший чуть ли не половину номинального ВВП в американских долларах, прибавить с 2010 года в CPI целых 17 мест (со 134 до 117). Достижение? Разумеется. Вопрос, конечно, в его цене, и кажется, "железная цена" уплачена Майданом, но в пропорции к медленному прогрессу эта цена пока что выглядит явно завышенной. Нельзя исключать, что и потому, что Революция Достоинства была, в первую очередь, революцией национальной, а до реальной борьбы с коррупцией наша страна в своей истории пока просто не дошла, не дозрела.
Кроме того, CPI ничего не говорит о самой по себе экономике страны. Скажем, превращение Беларуси из чего-то вроде ГДР в Венесуэлу никак не регистрируется, с точки зрения рейтинга это успешная страна, поднявшаяся за 10 лет на 50 мест. В конце концов, может быть, в некоторых странах опрашиваемые под низкой коррупцией понимают стабильную и приемлемую таксу проверяющих и регулирующих органов? Таков "классический" кучмизм и более поздние попытки его повторить. Тем более что Украина представляет собой анфан террибль политэкономии – несколько циклов половинчатых реформ в ней привели к формированию двух систем на одной территории: имитационной пост-советской и анархо-капиталистического оффшора. Но это отдельная, сложная тема.
В этом смысле, правда, интересно, что Египет, где тоже существует нечто подобное (одну экономику создали генералы, другая для феллахов) – делит с нами место, как и погруженный, подобно украинской интеллигенции, в созерцание Непал.
Среди постсоветских стран Украину предсказуемо обгоняют страны Балтии, Грузия, вполне либеральная Молдова, системный по тренду своей модернизации авторитарный Казахстан и все та же загадочная Беларусь, а также "волшебная" Армения. Насчет Молдовы и Грузии – обидно, по поводу Казахстана и Беларуси нет, касаемо Армении часто говорят о финансовой легкости и некоторых успехах премьера Пашиняна, что касается стран Балтии, то они давно живут в другом измерении.
Россия, в свою очередь, нырнула глубоко – на 129-е место, которое делит с Габоном, еще одним относительно юным экспортером сырья, где политическая верхушка явно закладывает такие же дворцы как у Владимира Путина, только без завываний о "скрепах".
Похоже, о России давно можно говорить как о мафиозной монархии. Но продолжит ли РФ регрессировать до уровня габонского королевства Орунгу, почти четыреста лет поставлявшего в западные страны рабов? Станет ли символом текущей попытки убрать Путина миром проживающая в Габоне симпатичная западная горилла, чем-то напоминающая Льва Толстого, чьим эволюционным вызовом стало в буквальном смысле "горе от ума"? Неизвестно, для этого CPI слишком бесстрастен, да и россияне услышат об этом рейтинге только в форме злорадства в отношении противников России (а теперь это практически все соседи).
Впрочем, вернемся к Украине. Увы, последние два года все-таки начинают рисовать линию на песке между Украиной и странами, стоящими на пороге интеграции в ЕС и присоединившихся к НАТО, такими как Албания, Северная Македония, Черногория. Пока – на песке. Но это уже повод для беспокойства.