Задний двор. Готовят ли в Ростове виллу для Мадуро
9 января парламент Венесуэлы объявил президента страны Николаса Мадуро оставившим свой пост в силу неисполнения им своих президентских обязанностей. За соответствующую резолюцию проголосовали 106 депутатов из 163 наделенных таким мандатом.
Такая специфическая формулировка, откровенно напоминающая маневр украинской Верховной Рады по отстранению беглого Виктора Януковича в 2014 году - проистекает из характера полномочий венесуэльского законодательного органа, ведь, как и во многих южноамериканских государствах, чьи конституционные устройства импортированы из США, действует принцип полного разделения властей.
Однако обстоятельства Венесуэлы образца 2017-го и Украины 2014 года существенно разнятся. Прежде всего, Николас Мадуро намерен бороться за свое кресло - причем, если до этого дойдет, ассортимент направлений для бегства у него немногим шире, нежели у Януковича (кроме России его с высокой вероятностью может приютить и Куба).
Но о бегстве пока речь не идет - потерпев поражение на парламентских выборах в декабре 2015 года "Единая социалистическая партия Венесуэлы", или, попросту, чависты, обеспечили себе контроль над Верховным судом страны (а позже, уже в ходе борьбы с оппозиционным парламентом - и над национальным банком).
Вот и сейчас Верховный суд оперативно отреагировал на то, что Мадуро, несомненно, расценивает как попытку государственного переворота: высшая судебная инстанция напомнила о своем постановлении от 15 ноября 2016 года, где говорится, что Национальная ассамблея должна прекратить подготовку к процедуре установления "политической ответственности" главы государства. Кроме того, парламентариям запрещается "призывать к действиям, которые нарушают общественный порядок, и проводить их, подстрекать против органов и ветвей власти, а также действовать, выходя за рамки своих полномочий, определенных конституцией". Тем не менее, ситуация в Венесуэле теперь явно сдвинулась в сторону двоевластия.
Согласно парламентской резолюции, именно президент несет ответственность за хозяйственный и социальный кризис, выражающийся в галопирующей инфляции и пустых прилавках магазинов, а также за препятствование работе Национальной ассамблеи, нацеленной на выход из сложившейся ситуации.
Между тем, Мадуро, по-видимому, вполне осознает, чего стоят решения его карманного Верховного суда. Еще 4 января он назначил себе вице-президента - им стал Тарек Эль-Айссами. Если верить официальной интерпретации, этот шаг был предпринят для того, чтобы новый вице-президент мог руководить государством в том случае, если Мадуро по требованию оппозиционного парламента вынужден будет уйти в отставку. Эль-Ассаями 42 года, по происхождению он является сирийским друзом, и по некоторым сведениям его отец, Зайдан Эль Амин Эль Айссами - воевал на стороне Саддама Хусейна в Ираке и оказывал услуги Уго Чавесу еще с начала 90-х годов.
Что касается самого Тарека, студента старшего брата Чавеса, Адана Чавеса Фриаса в Андском университете и члена леворадикальных группировок, то до недавнего свежеиспеченный вице-президент был чавистским губернатором провинции Арагуа. На этом посту он больше всего прославился громкой антиамериканской риторикой. Такое назначение скорее свидетельствует о неуверенности Мадуро в своих силах, поскольку молодой партийный "мажор" Тарек (еще недавно он колебался между футбольной карьерой и классовой борьбой) является управляемой фигурой, нежели о стратегии.
Дело в том, что новая администрация в Вашингтоне не намерена смотреть сквозь пальцы на проделки Каракаса - в отличие от левых демократов, ее не роднит с чавистами общий просоциалистический сантимент. "Трамписты" рассматривают Латинскую Америку как свой задний двор и назначение сына сторонника Хусейна вице-президентом страны, которая не только потенциально важна для поставок нефти в США, но и своим плохим управлением генерирует потоки беженцев "на север" не может остаться без внимания. Более того, Венесуэла выглядит даже более привлекательной целью для "маленькой и победоносной операции" в первые сто дней, нежели Северная Корея, слом которой не обойдется без массовых жертв и довольно высоких рисков для соседей.
В то же время, исходя из тональности, в которой скудные новости из Каракаса подают кремлевские СМИ, симпатии российского ВПК и нефтяников, тесно связанных с этой южноамериканской страной и теперь явно играющих первую скрипку в Москве - безальтернативно находятся на стороне Мадуро. Впрочем, удивляться тут нечему - как только к власти придет "Демократический круглый стол", непрозрачные путинские бизнесмены, финансировавшие чавистский режим, будут незамедлительно выброшены из страны.
Любопытно, что в Латинской Америке, где, с одной стороны, историко-культурный фундамент не позволяет создать мало-мальски заметного протонацистского движения, а с другой возможности РФ довольно ограничены, российские агенты влияния продолжают использовать "старые левые" партии. При этом в коридорах российского МИД Южная Америка и Карибский бассейн имеют устойчивую репутацию "дыры" - в посольства стран региона устраивают спившихся мажоров времен застоя, детей и любовниц военно-промышленных чиновников. Поэтому ожидать от упустившей Кубу и не смогшей ничего противопоставить "Панамагейту" России какой-либо осмысленной игры в агонизирующей Венесуэле, скорее всего, не стоит.
Если же парламенту - с помощью, разумеется, улицы (но тут не все так просто - партия Чавеса и Мадуро не забывает подкармливать своих "титушек" и официальных силовиков, раздающих еду из гуманитарной помощи в магазинах) удастся выковырять Николаса Мадуро из президентского кресла, многое будет зависеть от СМИ. Следует осознавать, что (несмотря на уличное насилие) Венесуэла все-таки не является авторитарным режимом - после почти 18 лет правления чавистов это не более чем нелиберальная демократия в стране третьего мира.
Но если ранее венесуэльские левые не боялись выборов (и лишь президентские выборы 2013 года оказались с "душком"), то теперь Мадуро уже не сможет рассказать обнищавшей и озлобленной улице о том, что дух комманданте Чавеса навещает его в виде маленькой птички. Потому что оголодавший избиратель может не оценить сакральную роль этого летающего животного. А вот потенциальное массовое применение силы властями в условиях провала посредничества Ватикана и двоевластия в Каракасе открывает дорогу к гражданской войне.