Зачем Саудовская Аравия шантажирует Барака Обаму
В среду, 20 апреля, состоится визит президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию. В Эр-Рияде он проведет переговоры с 80-летним королем Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом. Этой встрече предшествует серьезная геополитическая баталия двух стран.
Конгресс США намерен принять закон, который позволяет навлечь на правительство Саудовской Аравии гнев американской Фемиды по обвинению в причастности к терактам 11 сентября 2001 года. Доклад по результатам расследования событий Черного вторника был опубликован еще в 2002-м, но его 28-страничная часть, которая касалась роли в них ряда представителей истеблишмента королевства, включая членов августейшей фамилии, находился за семью замками по решению экс-президента США Джорджа Буша-младшего. Как известно, 15 из 19 человек, угнавших четыре злополучные самолеты, были гражданами Саудовской Аравии.
Эр-Рияд, естественно, отрицает свою причастность к организации этих терактов. Не нашла подтверждений участия в организации и финансирования саудовского правительства и комиссия по расследованию терактов. Но родственники жертв и конгрессмены настаивают на принятии данного закона. Белый дом, в свою очередь, публично добивается блокировки этого законопроекта, не имея, впрочем, влияния на Палату представителей и Сенат - там правят бал жесткие республиканцы.
По данным The New York Times, представители Минобороны США и Государственного департамента провели ряд тайных встреч с парламентариями, пытаясь убедить их в нецелесообразности такого решения. Дело в том, что принятие закона со всей очевидностью повлечет за собой серьезные экономические и финансовые последствия, поскольку он позволяет арестовывать банковские счета и разнообразные активы Саудовской Аравии на территории США. А это может еще больше понизить градус и без того в последнее время непростых отношений между Вашингтоном и его ключевым ближневосточным союзником.
А что же Эр-Рияд? Конечно же, сказать, что королевской семье такой закон вообще не нужен - это ничего не сказать. Власти королевства отреагировали весьма радикально: глава МИД Адель аль-Джубейр пригрозил распродать американские активы на сумму в $750 млрд. Очевидно, что если на мировой рынок будет выброшен такой объем ценных бумаг США, то их стоимость упадет ниже плинтуса. С другой стороны, королевство не заинтересовано и не собирается рушить мосты с Вашингтоном.
По виду и по форме демарш аль-Джубейра - ультиматум. Но по сути это нечто совершенно иное. Ультиматумы на таком высоком уровне политических игр становятся достоянием общественности уже постфактум - если до их публикации вообще доходит. Тем более с учетом идиосинкразии, которую саудовский истеблишмент испытывает к публичной дипломатии. А потому возникают два предположения по поводу этой угрозы: либо - что маловероятно - горячая и поспешная реакция на оскорбление королевской семьи, либо "последний довод королей" в переговорах с Обамой в Эр-Рияде. Нечто сродни ядерной бомбе - ею тоже предпочтительнее пугать, нежели пускать в ход. Иными словами, монархия предлагает американцам поторговаться ради общего блага.
Отличаются, прежде всего, многозадачностью и масштабностью, вертикальным и горизонтальным взаимопроникновением. Иными словами, когда на поверхности лежит один возможный сценарий, то в его тени прячется целый спектр альтернатив. Разыгрываемые комбинации, которым предшествуют детальный анализ и расчеты, позволяют расширить границы приемлемого и допустимого. Самое непосредственное отношение к ультиматуму аль-Джубейра имеет продолжающаяся перестройка рынка энергоносителей.
Здесь, однако, стоит отметить, что саудиты не стараются не допустить американцев на мировой рынок нефти, как многие считают. Нефть Саудовская Аравия качает, чтобы сдерживать вышедший из-под санкций Иран. На этом поле каждая из сторон - и Вашингтон, и Эр-Рияд - пытается навязать друг другу игру по своим правилам. Саудовская Аравия недовольна политикой Штатов в отношении шиитского Ирана, который является региональным - политическим, религиозным, военным и экономическим - соперником Эр-Рияда. Саудиты возмущены ядерным соглашением с Тегераном и отменой санкций. Тем более, что когда с Ирана сдернули покрывало ограничительных мер, у него появилось больше возможностей для преследования своих целей на Ближнем Востоке, вливая деньги в йеменский и сирийский конфликты.
Саудовская Аравия безуспешно пытается добиться заморозки уровня добычи нефти на уровне января этого года, что уже было согласовано с Россией и другими участниками нефтяного рынка. Такой шаг выгоден ряду экспортеров. Прежде всего имеющим высокий уровень издержек при добыче - вроде Венесуэлы и России (как уже писала "ДС", такого рода "картельный сговор" дал бы Москве отсрочку для переформатирования экономики в условиях давления Запада, а Каракас получил бы передышку для частичного купирования последствий политического и экономического кризисов). Выгодно это и саудитам, т.к. расходы бюджета этой страны уже превышают доходы, да и участие в военном конфликте в Йемене и спонсирование сирийских оппозиционеров так же сжирает уйму ресурсов.
Да, Эр-Рияд может и дальше выбрасывать на рынок дешевую нефть. Но делает это сугубо для сдерживания Ирана. Последняя "страшилка" наследного принца Мухаммада ибн Салмана, который заверил накануне, что его страна может мгновенно увеличить добычу нефти более чем на миллион баррелей в сутки - до 12,5 млн баррелей, а со временем выйти на 20 млн баррелей, является попыткой сломить сопротивление Тегерана. Однако попытка неудачная: воскресная встреча представителей стран-членов ОПЕК и России в катарской столице Дохе прошла без участия Ирана.
Поэтому Саудовской Аравии в данной ситуации очень пригодилась бы поддержка Соединенных Штатов. Тем более что Вашингтону вполне по силам давление на Иран с целью разрушить амбициозные, реваншистского характера, планы страны по захвату нефтяного рынка. Ради этого Эр-Рияд вполне может пожертвовать парой овец из августейшего стада к вящему удовольствию обеих сторон: Конгресс получит свой закон, а остальные представители Дома Сауда - гарантии защиты репутации и активов в США. Вполне себе компромисс, тем более что Эр-Рияд уже активно готовится к концу "нефтяной эры", для чего было заявлено создание спецфонда на $2 трлн. Чтобы совершить качественный скачок в новую технологическую эпоху, нужны средства.
В то же время, интересна и многоэтажная игра Соединенных Штатов. Постепенно понижая степень своей вовлеченности в ближневосточные дела к вящему неудовольствию основных здешних партнеров - Саудовской Аравии и Израиля - Вашингтон планомерно добивается их сближения. Что это ему дает? Делегирование усилий по стабилизации и обеспечению безопасности региона еще десяток лет назад совершенно невозможному альянсу - хоть и отчасти модерируемому США.
Такой - очевидно, обиженный, вынужденный, негласный и неоформленный юридически союз в перспективе может решать сразу несколько ключевых задач: во-первых, в политическом отношении ослабить Тегеран без прямого вмешательства Вашингтона (чего старательно избегает администрация Обамы). Во-вторых - способствовать подрезке крыльев россиянам в Сирии и в регионе в целом, закладывая тем самым основы для закупоривания не в меру амбициозной России в пределах ее территории. В-третьих, и здесь речь уже об экономической составляющей, установить "аварийный предохранитель" на потоках иранских и российских энергоносителей на европейские рынки.
И тут, кстати, уже есть определенные подвижки. Как ранее сообщала ДС, Саудовская Аравия достигла соглашения с Египтом о передаче двух островов - Тиран и Санариф - в обмен на многомиллиардные инвестиции Эр-Рияда. Эти острова имеют стратегическое значение для королевства, т.к. фактически являются своеобразным КПП Красного моря, в противоположном конце которого лежит израильский нефтяной терминал "Эйлат", используемый той же Россией в качестве транспортного коридора в Индийский океан.
Саудиты, конечно же, были бы не прочь примкнуть к израильско-египетскому тандему по созданию газовой магистрали в Европу. Это определенно вписывается в планы США.
К слову, Вашингтону в равной степени необходимо усиление Израиля через сотрудничество с саудитами, поскольку администрация Обамы на протяжении всего срока его президентства толкала Иерусалим к большей самодостаточности в вопросах безопасности. Это, считают в Вашингтоне, лишь усилит их союзника и снимет часть бремени по финансированию Израиля - так что следующая администрация США с большой долей вероятности такую политику продолжит, независимо от того, кто займет Овальный кабинет. И на горизонте может замаячить перспектива альянса уже трех стран - Израиля, Саудовской Аравии и Турции.
Все они уже активно контактируют между собой на уровне двухсторонних отношений. Анкара в данном случае вполне может претендовать на роль связующего звена. Турцию интересует Израиль как поставщик голубого топлива, а Саудовская Аравия - как региональный союзник, который поможет сдержать "курдскую весну" в Сирии, ведь это грозит потерей юго-востока самой Турции. И все стороны, включая США, заинтересованы в надежных партнерах для продвижения собственной политики в регионе.