Зачем Путину возвращаться во времена Золотой Орды

Президент всерьез взялся за историю государства Российского: на фоне санкций, падения национальной валюты и международной обструкции самое время подумать о вечном
Фото: wikiperia.org

Ничего другого, пожалуй, ждать не приходилось от человека, не просто made in USSR, но любящего свою историческую родину и оплакивающего ее как потерянный рай. Идея искусственного создания "нации советского народа" принадлежит не ему. Его великий предшественник, большой ученый Сталин, создавал эту квазинацию физически, в реальности уничтожая, переселяя, опустошая целые земли и заполняя их переселенцами. "Виртуаль­ная" часть - извращение истории, великие мысли в области языкознания - были только "надстройкой" над людоедским "базисом". У Путина с базисом получается куда хуже. Но в "виртуальной" части проекта он не хочет отставать.

Создание "русской нации" идет по пути, накатанному изобретателями "советского народа". В этом плане показательно празднование Дня национального единства, который пришелся на начало ноября, - один "священный праздник" оказался подменен другим "священным праздником". И не скажешь, что за уши притянуто: события, давшие России эти праздники, объединены династией Романо­вых. День единства, связанный с воцарением династии, и день октябрьской социалистической революции, связанный с ее уничтожением, замыкают историю Романовых в кольцо Экклезиаста.

"Возвращение в Орду" было бы сильным ходом в идеологическом плане: это объяснило бы простому человеку, почему Азия для России - более естественный выбор, чем Европа, а Китай - более перспективный партнер, чем ЕС и США

Но в этом году Романовых в качестве бренда праздника, впрочем, подвинули Рюриковичи. Им была посвящена выставка, занявшая 18 залов московского Манежа. Ее посетил президент России, экскурсию проводил сам патриарх Московский. Он посвятил президента в историю династии - историю "собирания зе­мель русских". Даром, что к России эта история не имеет никакого отношения. А в особенности ко Дню национального единства. Потому что именно те бурные события, которые породили праздник, стали фатальными для последних Рюриковичей на московском престоле.
Но актуальность "собирания земель" как обоснования "единства" никто не отменял. И тут Рюриковичи просто незаменимы - ведь именно они "собрали" огромную часть тех земель, на которые теперь претендует Россия и которые ей не принадлежат. Это, правда, был киевский период Рюриковичей, но это детали. Во всяком случае в аннотации выставки слово "Киев" отсутствует вообще. Речь идет о "700-летней истории Древней Руси", но без упоминания собственно о Киевской Руси.

Ознакомившись с выставкой, Путин резюмировал: "История Рюриковичей - это история становления Российского государства". Что прозвучало довольно загадочно на фоне нынешних событий. Например, не означает ли это, что все земли, которыми владела династия, теперь "по праву" принадлежат преемнику упомянутого государства? И что глава этого государства и теперь может и должен принуждать к покорности тех, кто "разваливает эту страну", как это делали Рюриковичи? Означает ли это, что Путин вместе с авторами выставки не столько присваивает историю, сколько конвертирует ее в географию?

В этом случае президент России вполне может чувствовать себя наследником и Минина с Пожарским, которые отбили поляков (кстати, Киев в то время входил в состав Польши) - воплощение "злодейского Запада". И Романовых, первых авторов "крымнаша". И даже самих Рюриковичей. То есть не только в Донбассе и во всей мифической "Новороссии" - московский самодержец с полным правом может "принуждать к покорности" и "предотвращать развал страны" и в Киеве, и во Львове.
Идею своей мистической связи с Рюриковичами и "крымнашем" Путин развил на встрече с историками. Он поделился с ними своими взглядами на Ярослава Мудрого, который, конечно, "мудрый был князь", но главного так и не понял - не оставил единого преемника, разделил земли между наследниками и тем самым "привел к ослаблению государства Российского".

Интересно то, что в качестве объекта для критики Путин выбрал именно князя Ярослава, хотя тех, кто "ослаблял государство", среди древних князей было хоть пруд пруди. Во-первых, критиковать самых великих - это, знаете, и самого тебя как-то приподнимает над уровнем канализации. А во-вторых, и это главное, означает, что сам Путин подобного не допустит. Его нелегитимный приход к власти в качестве именно преемника, а не демократически избранного лидера, его рокировки с Мед­ве­девым - все это было исключительно "в интересах государства Рос­сийского", с учетом "ошибок предшественников". То есть Ярослав, конечно, Мудрый, но Путин мудрее.

И, кстати, Ярослав Мудрый должен импонировать Путину еще и тем, что он стал одним из основателей традиции фальсификации истории в наших широтах. Во всяком случае историки советуют осторожно относиться к фактам, описанным в летописях.
Путин и тут готов принять уроки мудрого предшественника. Теперь он ставит перед своими придворными летописцами задачу написать историю Крыма "в кратчайшие сроки". Такую, из которой всем станет ясно, что "крымнаш". И напишут, не сомневайтесь! В конце концов Крым долгое время принадлежал Золотой Орде. А значит, Россия как наследница Орды имеет больше прав на Крым, чем не только Украина, но даже Турция.

На самом деле это мог быть потрясающий поворот сюжета: включить Золотую Орду в историю России как положительного героя. "Возвращение в Орду" было бы сильным ходом, во-первых, в идеологическом плане - это объяснило бы простому человеку, почему Азия для России - более естественный выбор, чем Европа. Почему Китай - более перспективный партнер, чем ЕС и США. Во-вторых, это сняло бы массу противоречий в образах князей и героев русской истории, которые многие века были покорными вассалами Орды. В-третьих, это, наконец, поставит на место Киев - его просто завоевали. Как и Крым. А завоевание - вполне легитимный способ присвоения, с новейшей российско-ордынской точки зрения.

Здесь есть только одна проблема, да и то чисто психологическая - барьер неприятия Орды, то есть "киевоцентричность" русской истории, будет нелегко переступить. Но если в Кремле поставят такую задачу - она будет выполнена. Хотя бы на бумаге. Батый окажется героем, который "завоевал для нас Киев". И великая династия Чин­гизидов сможет по праву стать брендом следующей выставки, приуроченной ко Дню национального единства.