Зачем Путин вытащил на свет прослушку из варшавских ресторанов
Общественно-политическую жизнь Польши всколыхнули всплывшие конфиденциальные разговоры между министрами от "Гражданской платформы" в варшавских ресторанах. Сливы записей застольных бесед политиков от правящей партии, в которых звучали весьма нелицеприятные оценки внешнеполитического курса страны, критика в адрес робких заокеанских союзников, а также обсуждались способы финансирования партии, начались еще минувшим летом. Однако теперь именно эти материалы, преданные гласности малоизвестным бизнесменом и маргинальным общественным активистом Збигневом Стоногой, в европейских изданиях расценивают как "разорвавшуюся бомбу". Сам скандал окрестили, по модели американского "Уотергейта" (хотя масштаб, конечно, не тот), Waitergate, или "скандал с официантом". Компрометирующие дискуссии между членами правительства - тогда еще правительства Туска - проходили в двух известных варшавских ресторациях и были, вероятно, оплачены из кармана налогоплательщиков. 10 июня ряд ключевых функционеров "Гражданской платформы" объявили о своей отставке, а премьер Эва Копач принесла извинения нации. Это при том, что в "приквеле" - поражение Коморовского, а в "сиквеле" - осенние парламентские выборы. Кроме маршала (спикера) Сейма Сикорского, властный Олимп покинули чиновники, ответственные за казначейство, безопасность, здравоохранение и спорт.
Сложившееся положение вещей представляет для правящей партии опасность сразу с нескольких сторон. Во-первых, руководитель польского правительства обставила все так, чтобы скандал не вовлек лично ее и ядро ее кабинета, а это неизбежно породит шатания в самой партии. Иными словами, у Эвы Копач не оказалось репутационного потенциала для решительных шагов - либо эффектной защиты однопартийцев (в конце концов на "пленках Стоноги" не прозвучало ничего нового или криминального), либо немедленной отставки всего состава правительства. А это говорит о кризисе солидарности в партии.
Во-вторых, учитывая, что новоизбранный президент Анджей Дуда не скрывает разногласий с политикой правительства, произошедшее ослабляет "Гражданскую платформу" по отношению к главному сопернику - "Праву и справедливости", чей выдвиженец готовится обосноваться в Бельведерском дворце.
В-третьих, польские комментаторы интересуются: что мешало фигурантам этой истории уйти в отставку раньше, неужели президентская кампания в списке приоритетов была поставлена выше общественных интересов? Тем более что рейтинг правящей партии стал выглядеть удручающе. Ее опередила не только партия Качиньского-Дуды "Право и справедливость", но и анархическое движение Павла Кукиза, занявшего третье место на президентских выборах, чей избиратель во втором туре преимущественно проголосовал за Дуду. То есть, пройди парламентские выборы в ближайшие недели, потенциальный альянс Дуды, Кукиза и проекта бывшего симпатика "Гражданской платформы", известного экономиста Ричарда Петру мог бы набрать почти 52% голосов.
Нельзя не напомнить в этом отношении следующее: результатом переезда Туска в Брюссель стало жесткое перераспределение позиций влияния и должностей в партии - отсюда и сегмент недовольных. Однако, как ни странно, есть и хорошие новости для "Гражданской платформы". Подоплека скандала выглядит одиознее, нежели его фигуранты и последствия. СМИ намекают, что официанты записывали разговоры теперь уже бывших министров и парламентариев вовсе не из любви к демократии, а по частному заказу польского миллионера Марека Фаленты, стремившегося отомстить за арест менеджеров его угольной фирмы, которая, между прочим, торговала российским углем, используя демпинг. Фалента, что симптоматично, выступает против защиты интересов польского угольного сектора. Приоритетом для него служат как раз выгоды его российских партнеров (любопытно, кстати, не является ли источником "конкурентной" цены краденый украинский уголь из оккупированных районов Донбасса?). Именно это обстоятельство позволило Туску заявить, что происходящее является операцией организованной преступной группировки по дестабилизации политической ситуации в Польше в отместку за ее принципиальную позицию в отношении российской агрессии в Украине. По мнению Туска, сам факт записи являлся незаконным.
Опять-таки "файлы Стоноги" не блещут оригинальными откровениями - политики критиковали беззубую политику США, размышляли об известных мягких административных способах помощи своей партии на выборах, а европейский комиссар по вопросам внутреннего рынка заявила, что только идиот или вор работает за 1500 евро, в то время как большинство поляков зарабатывают за месяц меньшую сумму.
Итак, с одной стороны, нельзя сказать, что откровения функционеров "Гражданской платформы" являются совершенно невинными с точки зрения публичной партийной политики. С другой - в них отсутствует криминальная составляющая. Это некая информационная "клубничка", выстрелившая, причем со второго раза, на фоне изменения общего баланса в польской внутренней политике.
Может ли происшедшее повлиять на внешнюю политику Варшавы? Пожалуй, нет. Иное дело, что с учетом нынешнего статуса Дональда Туска польские политики способны вынести свои внутренние дрязги на общеевропейский уровень. А это ослабит позицию Европейского Совета, у которого и без того немало проблем, в частности Греция, ради которой экстренно созывают внеочередной саммит.
Тем не менее уже можно сделать ряд выводов из случившегося. Во-первых, вполне вероятно, что угольный предприниматель Фалента нашел общий язык с Москвой, надоумившей его на проведение подобной операции. Дискредитация демократических правительств - пусть и такая скользящая - соответствует стилю российских спецслужб. Во-вторых, при том, что "Гражданская платформа" и ее миноритарные партнеры пока способны сохранить большинство в Сейме, два нокдауна - поражение Коморовского и реанимация компромата годичной давности - снижают шансы действующего правительства. В-третьих, к оппозиции, которую по факту скоро (в августе) возглавит новый президент, следует приглядеться повнимательнее: то, как она воспользуется представившимся шансом, может дать некоторое представление о ее тактических приоритетах. Впрочем, на позицию Польши в отношении поддержки Украины происходящее не окажет заметного влияния.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 22 июня 2015 г. (№ 25/735)