Зачем Москва делает рекламу нашей разведке
15 декабря 2015 года Московский областной суд приговорил к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима гражданина Украины Валентина Выговского по обвинению в "шпионаже на территории РФ" (ст.276 УК РФ), а днем позже отказал в экстрадиции Юрию Солошенко, приговоренному к шести годам за то же. Подобная формулировка в последнее время является очень популярной в России, причем в тандеме с фразой "в пользу Украины". Кроме граждан Украины российские суды выносят приговоры с формулировкой "за шпионаж в пользу Украины" и собственным гражданам. Впору даже начать гордиться нашей страной, которая, судя по сообщениям российских СМИ, за последнее время на поприще охоты за российскими секретами далеко обскакала "ненавистные российскому обывателю" Соединенные Штаты Америки. Что же способствует появлению подобной статистики - амбиции Украины на мировое лидерство и технологический прорыв за счет использования российских суперсекретов или особенности работы российской "фемиды" и средств массового одурачивания населения?
По сообщениям российских СМИ относительно дела Валентина Выговского, гражданин Украины за деньги пытался получить у сотрудников российских оборонных предприятий секретные документы, связанные с перспективными разработками в авиакосмической сфере. Валентина Выговского якобы интересовала закрытая техническая документация и он был задержан при передаче денег в сентябре 2014 года на территории Автономной республики Крым. По заверениям российских СМИ, дело расследовалось под грифом "совершенно секретно" ФСБ, в поле зрения которого Выговский попал в 2012-м. И здесь получить дополнительную информацию по сути дела сложно. Есть лишь короткая информация от российского правозащитника и журналиста Зои Световой, опубликованная на Радио Свобода, проливающая свет на некоторые обстоятельства задержания и психологическое состояние украинца в период проведения следствия.
За два месяца до этого случая в России по той же статье 276 УК РФ за шпионаж к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима осудили 73-летнего гражданина Украины, бывшего генерального директора Государственного предприятия "Производственное объединение "Знамя" (г. Полтава) Юрия Солошенко.
При этом в ФСБ заявили, что Солошенко был задержан в августе 2014 года в г. Москве при попытке незаконного приобретения секретных комплектующих к зенитно-ракетным комплексам "С-300". В ФСБ утверждают, что Юрий Солошенко действовал от имени Государственного предприятия "Завод "Генератор" и Корпорации "Небо Украины", а планируемые к покупке изделия предназначались для восстановления средств ПВО Украины.
В ФСБ утверждали, что это не единственный случай пресечения "попыток отдельных граждан Украины приобрести в России и вывезти контрабандным путем продукцию военного назначения". Так, в декабре 2014 года из Российской Федерации был выдворен гражданин Украины Данченко Денис Олегович, прибывший в г. Москву с целью приобретения в обход установленного порядка секретных клистронов и магнетронов к ЗРК "С-300" и "Бук-М1".
Попадают "под раздачу" ФСБ и граждане самой России. Так, 4 декабря 2015 года Городской суд Санкт-Петербурга приговорил бывшего старшего научного сотрудника 1-го ЦНИИ (кораблестроения и вооружения ВМФ) Владислава Никольского к 8 годам лишения свободы за государственную измену в форме шпионажа и контрабанду.
Суд признал Никольского виновным по всем пунктам обвинения и по совокупности приговорили его к 8 годам строгого режима с ограничением свободы на полтора года. Никольский якобы передал украинской стороне большое количество документации в электронном виде на десантный корабль "Зубр", который спроектирован российским конструкторским бюро "Алмаз".
По версии ФСБ, в апреле-ноябре 2011 года Никольский, будучи сотрудником Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ, получил от начальника отдела технической документации 51 центрального конструкторско-технологического института судоремонта Вячеслава Родионова ремонтную документацию по проекту крупнейшего в мире десантного корабля на воздушной подушке "Зубр" (проект 12322). Документы он передал представителям Феодосийского производственного объединения "Море", сделав это весьма экзотическим для шпионов способом. Получив от Родионова техдокументацию в печатном виде, Никольский оцифровал ее в своей квартире, создал два электронных ящика на mail.ru и yandex.ru с именами "Роза" и "Резвый", закачал туда 10 тысяч листов о "Зубре" и послал заказчику SMS-сообщение с логинами и паролями. Вскоре содержимое ящиков просмотрели пользователи с IP-адресов, расположенных в Украине. Так, по мнению ФСБ, состоялась контрабанда - перемещение через границу документов, которые могут использоваться при создании вооружения и военной техники.
При обыске квартиры Никольского нашли 17 тысяч долларов и электронные носители со следами документации "Зубра". На начальной стадии следствие считало, что материалы не содержат секретных сведений. Но позже среди них был замечен каталог стандартов по военным кораблям, засекреченный в середине 2000-х годов.
Бывшие сотрудники 1-го ЦНИИ Минобороны РФ, хорошо знающие Никольского, в разговоре с российскими СМИ воздержались от оценки происходящего. Отметили лишь, что многие наработки "Алмаза" 70-80-х морально устарели, полный комплект документации на "Зубр" имеется у страны НАТО, а потому фактический урон безопасности страны не нанесен. Следует отметить, что в период с 2000 по 2004 годы Греция по контракту получила 4 корабля подобного класса, которые вошли в состав ВМС Греции. При этом контракт выполнялся совместно Украиной и РФ и в те времена назывался первым серьезным шагом к сотрудничеству военно-промышленных комплексов Украины и России.
Самым резонансным за последнее время стало дело о государственной измене против гражданки РФ жительницы Вязьмы Светланы Давыдовой.
По версии российских правоохранительных органов, в апреле 2014 года Светлана Давыдова заметила, что расположенная по соседству с ее домом воинская часть № 48886 Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил России, 82-я отдельная радиотехническая бригада ГРУ, опустела. Позже, во время поездки в маршрутном автобусе, Давыдова услышала разговор военнослужащего этой части о том, что его с сослуживцами "небольшими группами переправляют в Москву, обязательно в штатском, а оттуда дальше в командировку".
Давыдова, пристально следившая за конфликтом в Украине, поняла, что военнослужащие отправляются в Донецк и по телефону сообщила об этом в посольство Украины.
21 января 2015 года, спустя 8 месяцев после предполагаемого преступления, Давыдова была арестована оперативной группой ФСБ. Женщине было предъявлено обвинение в государственной измене в пользу Украины (ст. 275 УК РФ). Арест Давыдовой и возбужденное против нее дело вызвали шквал критики в России и 13 марта уголовное дело в ее отношении прекращено следователем в связи с отсутствием состава преступления, хотя до этого утверждалось ровно противоположенное.
Следует отметить, что, хотя в последнее время степень шпиономании по отношению к Украине в России зашкаливает, это явление не является новым и подобные случаи отмечались раньше. Так, 12 июня 2009 года при таможенном досмотре поезда "Москва-Кишинев" был задержан директор украинской научно-производственной фирмы "Адрон" Николай Архипов. Ему предъявляли обвинения, как сообщали российские СМИ, в "попытке незаконно вывезти в Украину из РФ техническую документацию и элемент уникальных российских комплексов противодействия ПЗРК".
Николай Архипов был задержан и пять месяцев провел в следственном изоляторе. За это время российская сторона так и не смогла ему инкриминировать ничего существенного, а суд был вынужден приговорить его на эти пять месяцев, которые он провел под следствием, и выпустить из зала заседания.
Данный инцидент закончился относительно счастливо для гражданина Украины, если не считать незаконного почти полугодичного нахождения в заложниках у российских спецслужб и причиненного здоровью условиями содержания в российских казематах вреда. Кроме прочего, это помогло, в отличие от свежайших случаев с вынесением гражданам Украины обвинительных приговоров, с которыми нельзя по понятным причинам пообщаться в непринужденной обстановке, получить хоть какую-то информацию о целях подобных провокаций и методах "работы" российских правоохранителей.
Так, Архипов о сути инкриминированного ему дела сообщил, что официально, на основании договора, получил от российского производителя и вез в Украину лампу СЛ-2М выпуска 1989 года (не российского, а еще советского производства) для оценки возможности ее использования в украинских изделиях. По его словам, в случае положительных результатов испытаний, планировалось включить указанного российского производителя в состав поставщиков, что позволило бы расширить взаимовыгодное украинско-российское сотрудничество.
Он также сообщил, что во время следствия в России нашлись ответственные лица, которые не захотели ввязываться в грязную игру (тогда еще это было возможно), провели экспертизу лампы и выдали следствию соответствующий документ о том, что она не имеет грифа секретности и не подлежит контролю при ее вывозе за границу.
Тогда же стало понятно, что спецслужбы России, устраивая подобную провокацию, преследовали несколько целей. Прежде всего - устранить серьезного конкурента в лице украинской компании "Адрон" на международном рынке товаров и услуг военного назначения и дать шанс занять эту нишу российской компании, производившей подобную, но существенно уступающую в качестве продукцию. Также по отношению к гражданам Украины, особенно из числа тех, кто являлся секретоносителями, проводилась активная работа по склонению к шпионажу в пользу России. При этом российские чекисты не гнушались ни подлогом, ни подкупом, ни даже откровенными угрозами и запугиванием. Не на последнем месте тогда была также задача создания в головах российских обывателей образа враждебной Украины.
Сейчас же, судя по заголовкам новостных сообщений и интерпретациям "шаманов от российского ТВ и радио" задача одурачивания собственного населения и вовсе вышла на первый план. Российскому руководству срочно нужно найти громоотвод, на который можно было бы отвести недовольство граждан все ухудшающимся собственным положением. И тут кстати подвернулись различные "шпионы", наряду с другими политическими заключенными из числа граждан Украины, незаконно содержащимися в тюрьмах и следственных изоляторах по всей территории России. И о правосудии здесь, как и в случаях с Надеждой Савченко, Олегом Сенцовым, Александром Кольченко и другими украинцами-политзаключенными российского режима, говорить не приходится. Все факты будут собраны и интерпретированы в угоду выполнения заказа российского руководства, чему мы и являемся свидетелями.
Но в случае со шпионажем в пользу Украины кремлевский режим может таки угодить в собственноручно выкопанную яму, создав в головах россиян образ Украины, как страны, за которую не жаль отдать жизнь и свободу, а также почетно и выгодно шпионить самим российским гражданам. Да и от роста недовольства косоглазой российской "фемидой" и работой зомбоящика никто в России не застрахован...