• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Исламофобская охота на ведьм. Зачем Макрон объявил джихад исламу

Президент Франции накануне выборов пытается отобрать голоса у правых и ультраправых

фото президента франции эмманюэля макрона
Президент Франции Эмманюэль Макрон / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Журналист EUobserver Эндрю Реттман в своей статье пишет о представленном Францией в ЕС спорном документе, которые ряд НПО уже объявили "исламофобской охотой на ведьм".

Франция инициировала в ЕС дискуссию о "чрезвычайно чувствительной" проблеме богохульства и джихадистского насилия, что может еще больше оттолкнуть европейских мусульман.

"Благодаря недавним инцидентам стал очевиден чрезвычайно чувствительный характер понятия богохульства, которое объединяет и мобилизует все течения радикального исламистского мира", — говорится в документе, обнародованной председательствующей в ЕС для других стран-членов.

"Эволюция данной угрозы уже заметна в некоторых европейских странах", — добавили в документе.

"С начала 2020 г. во Франции, Великобритании и Германии произошла серия атак, что может быть связано с этим явлением", — отмечают авторы.

"Так было в случае с последними семью атаками, совершенными во Франции, в первую очередь что касается четырех атак, произошедших осенью 2020 г., включая обезглавливание учителя Самюэля Пати", — заявила Франция.

Французский доклад под названием "Угроза со стороны независимых джихадистов", с которым ознакомился EUobserver, был представлен 5 января.

Реклама на dsnews.ua

В нем обсуждаются тенденции после краха "Исламского государства" [Исламского государства], джихадистского режима в Ираке и Сирии.

"Новый тип угрозы" относится к лицам, которые "избавились от влияни террористических организаций [таких как ИГИЛ] как в оперативном, так и в идеологическом плане", предупреждает Франция.

"Атака такого типа… совершается субъектами со слабой или несущественной связью с радикальным движением и ранее неизвестными спецслужбам", — говорится в документе.

Как отмечается, у некоторых нападавших наблюдалась "психологическая нестабильность или они даже страдали "психическими расстройствами".

"Эти террористы применяют типичные методы, используя холодное или тупое оружие, которые, однако, могут иметь серьезное символическое значение, когда атаки сопровождаются зрелищными акциями вроде обезглавливания, и нацелены на определенные группы или людей … [включая] отдельных лиц, которых относят к "неверным", — заявила Франция.

"Согласны ли государства-члены с изложенным выше мнением?" — интересуется Франция.

Ответ на этот вопрос министры внутренних дел ЕС намерены обсудить 3 марта.

И целью переговоров является утверждение новых рекомендаций ЕС по "борьбе с терроризмом" на встрече 10 июня.

Однако дискуссия проходит в разгар французских выборов, которые намечены на апрель, и в ходе которых президент Эмманюэль Макрон будет бороться за голоса трех правых кандидатов — Валери Пекресс и ультраправых Марин Ле Пен и Эрика Земмура.

Предвыборная ситуация уже стала дискомфортной для французских мусульман, поскольку сам Макрон и его несклонный к компромиссам министр внутренних дел Жеральд Дарманен занимаются тем, что НПО Европейская сеть против расизма назвала "исламофобской охотой на ведьм".

А по мнению ряда экспертов, например, из расположенной в Брюсселе организации Shada Islamic, нынешнее решение Макрона поднять вопрос "богохульства" и джихадизма на уровень ЕС может лишь усугубить ситуацию.

"Паника из-за ислама и европейских мусульман довольно опасна, и ЕС должен ее отбросить", — заявила организация в комментарии EUobserver.

Охота на ведьм?

В прошлом Макрон связывал преступления джихадистов с ростом салафизма в пригородных гетто Франции ("banlieues").

По совету ученого Жиля Кеплея из Сорбонны, своего бывшего советника он попытался как-то с этим разобраться.

Однако другие специалисты в этой области, например, Оливье Руа из Института Европейского университета во Флоренции, считают, что французский лидер был дезинформирован.

Руа считает, что это так называемая школа ислама Барлеви, зародившаяся в Пакистане, учит тому мировоззрению, которое стало причиной убийства Пати.

"Салафиты, напротив, отвергают какую-либо особую преданность Пророку и не акцентируют внимания на богохульстве", — сказал Руа.

"И, похоже, позиция Макрона заключается в необходимости защитить право на богохульство", — добавил он.

Но если инициатива Макрона о защите "лаицизма" [секуляризма] получит поддержку в европейской политике, она может оттолкнуть мусульман любого вероисповедания.

"Многие молодые мусульмане считают богохульство против Пророка как способ [для людей] выразить откровенную исламофобию и ненависть к мусульманам в целом", — сказал Руа.

По словам эксперта по терроризму из лондонского аналитического центра RUSI Джессики Уайт, как бы то ни было французский документ для ЕС о "новом типе угрозы", исходящей от "отдельных субъектов", содержит неверные факты.

По ее словам, угроза "не нова", а нападавшие "не так уж часто были независимы", даже если не действовали от имени ИГИЛ.

"Богохульство всегда была серьезной проблемой, с момента появления религии и, конечно же, не относится только к исламу … для Франции в этом также нет ничего нового", — отметила она.

"Большинство активных лиц связаны друг с другом через онлайн-сообщества, откуда они черпают решимость и поддержку насилия", — сказал Уайт.

Исламофобия

Дискуссия о богохульстве — не единственный проект французского председательства в ЕС, посвященный острым вопросам идентичности и ненависти.

Франция на заседании Совета ЕС в понедельник, 10 января, также распространила проект рекомендаций ЕС по борьбе с расизмом и антисемитизмом.

В проекте содержится призыв к государствам-членам "криминализировать все формы дискриминации, основанные на фактическом или предполагаемом этническом происхождении или религиозных убеждениях".

Она призвала утвердить далеко идущее определение антисемитизма, "в частности, для правоохранительных органов в рамках их усилий по выявлению и расследованию антисемитских преступлений".

Новые рекомендации для ЕС могут быть утверждены министрами юстиции 4 марта.

И если исламофобия наряду с другими формами ненависти во Франции или в Европе является проблемой, то в тексте документа ей места даже не нашлось.

В тексте отмечается лишь то, что ЕС создал пост "координатора Комиссии по борьбе с антимусульманской ненавистью", но при этом нигде не говорится о том, что эта должность вакантна с июля прошлого года.

Руа же считает, что причиной растущей исламофобии стало отсутствие ответов на отношение французов и европейцев к исламу.

"В Европе существует консенсус в плане неприятия разжигания ненависти. Проблема заключается в том, кого эти законы защищают: если имеется консенсус относительно расы, пола и этнической принадлежности, то как насчет религии?", — сказал он.

"Быть ​​мусульманином — не обязательно принадлежать к расе, этнической группе или культуре", — отметил он.

"Является ли исламофобия общим термином для обозначения любого мусульманского происхождения… или исламофобия — это просто критика религии, и в этом случае она более приемлема с точки зрения свободы слова?", — добавил он.

"Очевидно, что французская позиция заключается в том, что антисемитизм — это расизм, а исламофобия — это всего лишь неприятие религии и, следовательно, не дискредитация расы или этнической группы", — сказал Руа.

    Реклама на dsnews.ua