Зачем Кремль делает из Молдовы конфедерацию
Недавний визит в Молдову Дмитрия Рогозина на первый взгляд выглядел как безоговорочная сдача Кишиневом всех европейских позиций. Напомню, что Рогозин находится в санкционном списке ЕС. Он также невъездной и в Украину. Последний его визит в Молдову в мае 2014 г. сопровождался громкими скандалами: Рогозин выступил в Тирасполе с заявлениями, которые в Молдове сочли недружественными и антигосударственными, а его самолет не выпускали назад, поскольку и Украина, и Румыния закрыли для него воздушное пространство. В результате российский вице-премьер тихонько сбежал из Молдовы как обычный авиапассажир, а осиротевший Vip-лайнер перегнали назад без него.
Кроме того, самолет Рогозина подвергли обыску. Были изъяты коробки с подписями жителей непризнанной ПМР под петицией за ее признание Россией. После этого Рогозин еще несколько недель хорохорился, грозил "прилететь на бомбардировщике", но выглядел довольно жалко.
Не пустили Рогозина в ПМР и год спустя, на "70-летие Великой Победы", которое пышно отпраздновали в Тирасполе. И вообще, Молдова в последние годы очень подозрительно относилась к российским визитерам, особенно к желающим посетить ПМР, и пускала далеко не всех, а тем, кого не пускала, ставила запрет на въезд на пять лет.
И вдруг, как гром среди ясного неба, приезд Рогозина в качестве спецпредставителя президента РФ по Приднестровью, прием на высшем уровне в Кишиневе и беспрепятственный визит в сепаратистский Тирасполь.
Причем в Тирасполе Рогозин выступил с откровенно антиукраинскими заявлениями. Вот, для примера, цитата с "официального" новостного сайта приднестровских сепаратистов:
"Дмитрий Рогозин отметил, что в условиях, когда политическая элита Украины находится "в состоянии психоза", вызванного гражданской войной, есть вероятность возникновения провокаций, подготовленных украинскими радикалами. По мнению Рогозина, в них могут быть вовлечены и молдавские военнослужащие, тем самым РМ будет попросту подставлена. Вице-премьер отметил, что в Кишиневе он призвал руководство Молдовы быть в этой связи более осторожными в контактах с Киевом".
Это было не единственное антиукраинское заявление Рогозина. Вообще антиукраинская тема в ходе всего его визита по значимости не уступала ни молдавской, ни приднестровской. Молдова промолчала.
Что же касается отношения к политическим процессам в Молдове, то Рогозин их никак не комментировал, заявив лишь, что вел переговоры исключительно с представителями правительства — и более ни с кем. И что ни с парламентариями, ни с оппозицией, включая пророссийскую, ни с Владом Плахотнюком, которого считают реальным правителем Молдовы, в ходе визита контактов он не имел. А в ПМР Рогозин ожидаемо поддержал президента Евгения Шевчука — давнего и проверенного младшего партнера по распилу российской помощи ПМР, ведущего сейчас борьбу за переизбрание.
В ходе визита из обсуждения ожидаемо выпали усиление репрессий в сепаратистском Приднестровье, где с 11 июля вступил в силу закон об уголовной ответственности за отрицание полезности российских миротворцев (до семи лет тюрьмы, между прочим) и массово возбуждаются уголовные дела за критику в адрес Шевчука. Куда менее ожидаемым было то, что Рогозин даже вскользь не упомянул о решении молдавского парламента ограничить в Молдове вещание российских каналов — лишь МИД РФ вяло подгавкнул из Москвы про "недружественный шаг". Зато глава Гагаузской автономии Ирина Влах тут же заявила, что российские телеканалы как вещали в Гагаузии, так будут вещать, невзирая ни на какие решения молдавского парламента, в ответ на что смолчал уже Кишинев. Создалось впечатление, что в ходе предварительных встреч Москва и Кишинев твердо договорились о разделе зон влияния.
И еще две принципиально важных вещи озвучил Рогозин. Во-первых, он пригрозил, что без вмешательства России Приднестровье вообще уйдет от Молдовы. "Просто де-факто эти две территории перестанут обладать хоть каким-то минимальным набором чего-то, что скрепляет их в единую государственность ". А во-вторых, выступая в Тирасполе, объявил, что Россия больше не будет кормить ПМР просто так и помощь будет свернута. Зато Москва позволит Приднестровью зарабатывать самостоятельно, разместив в нем "ряд оборонных заказов".
Ах, да, еще один штрих: с 1 июля вступило в силу в полном объеме соглашение об ассоциации Молдовы с ЕС. Суть его — в снятии торговых барьеров. Сначала будут отменены пошлины на ввоз товаров из Молдовы, затем, уже медленнее, чтобы не убить конкуренцией молдавское производство, сойдут на нет пошлины на европейский импорт. Все эти преференции распространяются также и на предприятия Приднестровья, так как они формально тоже часть Молдовы. Да, и еще: для въезда в Европу гражданам Молдовы визы уже давно не требуются. И практически любой житель ПМР либо уже имеет в кармане молдавский паспорт, либо может без особых затруднений его получить.
Вот, пожалуй, и все элементы этого пазла — попробуем сложить их в картинку.
Очевидно, что Москва и Кишинев договорились по всем основным вопросам. Договоренности не разглашаются, но легко просчитываются. Во-первых, Молдова де-факто разделена на зоны влияния: европейскую и российскую. К последней относятся формально непризнанное Приднестровье и вполне признанная автономия в Гагаузии.
Экономические границы между зонами будут прозрачны. То, что по качеству не будет подходить для ЕС, можно будет продать в Россию, потому что для российской зоны влияния ее рынок будет открыт. А перебросить товар из одной зоны в другую — дело техники, и по этому вопросу Кишинев, Тирасполь и Комрат уж как-нибудь договорятся.
С экономической точки зрения такой план для Молдовы просто идеален. В нем чувствуется рука талантливых профессионалов — Владимира Плахотнюка и его команды, хотя Рогозин и отрицал контакты с ним. Впрочем, в прямых контактах необходимости и не было. Премьер Павел Филип — целиком и полностью человек Плахотнюка, большая часть министров — тоже.
А что получила Россия? Еще раз внимательно вспомним, что говорил Рогозин в Тирасполе. "Военные заказы" — вот ключевое слово.
Ничего сложнее болта и гайки, да и то сомнительного качества, приднестровская промышленность в нынешнем состоянии произвести не может. Заводы давно умерли и порезаны на металл. То, что еще работает, изношено до предела. Кадров нет и системы их подготовки тоже нет. На тех заводах, которые еще формально не закрыты, работают по 70—100 человек, чего-то там мастерящие вручную. Причем в силу низкой квалификации мастерящие очень криво.
Но при этом Молдова ассоциирована с ЕС. Никаких санкций. Можно ввозить какие угодно комплектующие. И даже показать инспекторам, как из них что-то там собрали. И организовать в европейской зоне Молдовы образцово-показательное производство чего-то полезного, мирного и высокотехнологичного. А 90% комплектующих гнать в Россию через кишиневский аэропорт, оформив это как продукцию "приднестровского ВПК". За это Россия расплатится с Молдовой доступом на свой продовольственный рынок, а также тем, что не будет расчленять ее по крымско-донбасскому сценарию. России это и не нужно. В своей зоне она и так пересажает всех, кто недостаточно любит Путина, и организует "русский мир" по полной программе. А европейская зона будет витриной для ЕС и калиткой на Запад в обход санкций.
Да, и еще подробность. Обе российские зоны граничат с Украиной и будут, как кислота, разъедать прилегающую к ним Одесскую область. Тут нет ничего нового, это происходит последние 25 лет, но теперь будет происходить с ведома и согласия Кишинева.
Очевидно, Дмитрий Рогозин поехал в Молдову чтобы найти взаимопонимание. И нашел его, причем, и в Кишиневе, и в Тирасполе одновременно.