Выборы в странах ЕС: Зачем Кэмерон пугает Меркель выходом из ЕС

Британский премьер чуть ли не каждый месяц пугает континентальную Европу выходом его страны из ЕС. Однако эти заявления рассчитаны в первую очередь на самих британцев

7 мая в Великобритании должны состояться очередные выборы в палату общин. Они проходят по мажоритарной системе: 650 депутатов избираются в одномандатных округах.

Соцопросы, проведенные в январе и начале февраля, показали, что участников нынешней правящей коалиции - консерваторов и либеральных демократов - поддерживают соответственно 31,9 и 7,3% британцев. При этом консерваторы по-прежнему чуть отстают от своих главных соперников - лейбористов, которым симпатизируют 33,2% избирателей. А третье место удерживает UKIP (UK Independence Party) - Партия независимости Соединенного Королевства, чья популярность составляет 15,1%.

Раньше UKIP достигала высоких показателей только на выборах в Европарламент: в июне 2004 г. она получила 16,1% голосов, в июне 2009-го - 16,5%, а в мае 2014-го заняла первое место с результатом 26,6%. На выборах в парламент самой Великобритании успехи UKIP были гораздо скромнее: в мае 2005 г. - 2,2%, в мае 2010-го - 3,1%.
Причина столь большой разницы заключается в том, что UKIP относится к категории "партий одного вопроса". Выдвинутый ею вопрос - выход Великобритании из Евросоюза - во время выборов в Европарламент закономерно оказывается в центре дискуссий. Но во время выборов в парламент Великобритании тема ЕС до сих пор уходила на второй план, оттесняемая более острыми вопросами внутренней политики и социально-экономическими проблемами, которые волнуют британцев гораздо больше, чем сфера внешней политики.

В отличие от UKIP, которая рассматривает выход из ЕС как безусловно необходимую цель, консерваторы во главе с Кэмероном предлагают использовать референдумный аргумент как средство, чтобы добиваться для Великобритании эксклюзивных условий и преференций в рамках Евросоюза

Однако сейчас возможный выход из ЕС рассматривается многими британцами именно как рецепт от внутренних неурядиц, будь то экономический спад или наплыв иммигрантов. Потому и возросло число желающих видеть в палате общин представителей UKIP. Перетекание голосов к этой партии стало сущим кошмаром для консерваторов. Чтобы не терять электорат, премьер-министр Дэвид Кэмерон учитывает настроения евроскептиков и периодически выступает с жесткой критикой Евросоюза.

Такую предвыборную стратегию консерваторы определили для себя еще в 2012-м. Несколько месяцев готовилась речь Кэмерона, с которой он выступил 23 января 2013 г. Премьер объявил, что Великобритания может выйти из Евросоюза, и пообещал вынести этот вопрос на референдум. Также он заявил, что ЕС нуждается в срочном реформировании, и потребовал пересмотра прежних соглашений, подчеркнув, что это будет частью программы консерваторов на предстоящих в 2015-м парламентских выборах. "После выборов мы обсудим с Евросоюзом новое соглашение. Как только мы его заключим, в Великобритании будет проведен референдум с одним очень простым вопросом: оставаться или не оставаться в ЕС?" - сказал Кэмерон.

В дальнейшем он использовал угрозу выхода из ЕС всякий раз, когда хотел добиться нужных ему решений. Например, в июне 2014 г. с помощью такого приема Кэмерон пытался - впрочем, безуспешно - сорвать назначение на должность председателя Еврокомиссии бывшего премьера Люксембурга Жан-Клода Юнкера.
В нынешнем году в первом же выступлении британский премьер вновь поднял тему выхода из ЕС. 4 января в интервью BBC он высказался за проведение референдума о членстве Великобритании в ЕС "в кратчайшие сроки" и призвал провести голосование до конца 2017 г.

В отличие от UKIP, которая рассматривает выход из ЕС как безусловно необходимую цель, консерваторы во главе с Кэмероном предлагают использовать референдумный аргумент как средство, чтобы добиваться для Великобритании эксклюзивных условий и преференций в рамках Евросоюза. И только если этот шантаж не даст желаемых результатов до дня референдума, голосовать за выход из ЕС.
Конечно, нельзя исключать, что игра, затеянная консерваторами ради победы на парламентских выборах, в конце концов всерьез завершится утратой Евросоюзом одного из своих крупнейших членов. Но все же столь радикальный сценарий не выглядит правдоподобным. Для нас сейчас важнее то, что Кэмерон проявил себя как надежный союзник Украины и жесткий оппонент Кремля. Поэтому, как ни парадоксально, Украине выгодно, чтобы 7 мая консерваторы победили - хоть они и евроскептики.

О том, кто из польских политиков претендует на победу в выборах президента и сейма, читайте здесь