За Брекзит, королеву и святого Георгия. Почему консерваторы победили

Кто выиграет и кто проиграет по итогам парламентских выборов в Британии
Фото: ЕРА/UPG

Итак, в Британии объявлены официальные результаты выборов по 648 округам из 650. Все 650 депутатов Палаты общин в Великобритании избираются в одномандатных округах в один тур. Для победы достаточно преимущества хотя бы в один голос.

Главная новость: консервативная партия (тори) во главе с Борисом Джонсоном улучшила свой результат на 47 мест и получила 363 мандата в Палате Общин против 316 в прошлом парламенте. Между тем для монобольшинства, не нуждающегося ни в каких коалициях, требуется 326 мандатов.

Наличие монобольшинства кардинально меняет возможности консерваторов - ведь именно их изоляция в связи с дискуссиями по Брекзиту и привела к досрочным выборам. Теперь же тори не потребуется никаких союзников и они смогут ратифицировать соглашение по Брекзиту. Это означает, что 31 января 2020 г. Великобритания покинет ЕС формально, а в конце года, после окончания переходного периода - фактически.

Собственно говоря, Брекзит был и причиной, и основной интригой нынешних выборов, о которых сразу после назначения их даты стали говорить как о самых важных с 1945 г., когда лейбористы во главе с Клементом Эттли выиграли у консерваторов, возглавляемых Уинстоном Черчиллем.  Но несмотря на то, что выборы фактически были еще и повторным референдумом по Брекзиту, явка на них оказалась обычной - на уровне 67%, что даже чуть ниже, чем 68,7% на выборах 2017 г. Впрочем, явка в Британии напрямую зависит от погоды, а погода ей в этот раз не благоприятствовала. 

Тем не менее голосующая часть избирателей проявила большую активность, на некоторых участках даже образовались очереди.

Шотландская национальная партия, которая баллотируется только по 50  округам в Шотландии, получила 48 мандатов из 50 возможных. Ее лидер и глава правительства автономной Шотландии Никола Старджен в комментарии ВВС по результатам выборов уже подтвердила свое обещание в случае выхода Великобритании из ЕС начать процесс выхода Шотландии из состава Соединенного Королевства.

Проблемой остается и граница между Ирландией, остающейся в ЕС, и Северной Ирландией, входящей в состав Великобритании, которая в настоящее время фактически прозрачна, - а выход Британии из ЕС потребует введения пограничного контроля. Таким образом, даже получив большинство, консерваторам предстоит решить множество проблем, что неизбежно скажется на их положении к следующим выборам.

Против Брекзита выступили все партии, кроме консерваторов, так что говорить о единодушной его поддержке не приходится: около 56% мажоритарных округов, завоеванных тори, не равны 100% поддержки. Напомню, что на консультативном референдуме 23 июня 2016 г. за Брекзит проголосовало 51,9% избирателей. Таким образом, как и три года назад, британское общество расколото по вопросу Брекзита примерно пополам - с небольшим приростом числа его сторонников.

Чтобы понять, почему одни британцы голосовали за Брекзит, а другие - против Брекзита, посмотрим на важнейшие обещания двух основных конкурентов.

Консервативная партия обещала выйти из Евросоюза до конца января 2020 г. и заключить с Брюсселем новый договор о торговле до 2021 г. Нанять 50 тыс. новых медсестер и построить 40 больниц. Увеличить штат полицейских на 20 тыс. и ввести более строгие наказания для лиц, совершивших преступления насильственного и сексуального характера. Не повышать подоходный налог и НДС в течение следующих пяти лет.
Выделить £100 млрд на инфраструктурные проекты.

Лейбористская партия (лидер - Джереми Корбин) была намерена договориться с ЕС о новом соглашении о Brexit и провести референдум, на котором британцы смогли бы выбрать между этим соглашением и сохранением членства в Союзе. Увеличить минимальную ставку оплаты труда до £10 в час. Ввести налог 50% на доходы граждан, получающих свыше £125 тыс. в год - в настоящее время британцы с доходом £50-150 тыс. платят 40%, а те, кто зарабатывает больше £150 тыс.- 45%. Создать фонд в £400 млрд. для развития национальных проектов, нацеленных на улучшение инфраструктуры и защиту окружающей среды. Национализировать ключевые сферы экономики, включая железные дороги, почту и широкополосный интернет.

И, наконец, Шотландская национальная партия обещала остановить Brexit, проведя новый референдум, и провести новый референдум о независимости Шотландии в 2020 г., что и подтвердила ее лидер.

Стабильный электорат консерваторов и лейбористов очевиден и традиционен, поле поделено примерно пополам. Таким образом, исход выборов решили 5-10% колеблющихся, голосовавших, фактически, за Брекзит и за ограничение миграции, которых  удалось перетянуть тори. На выборах 12 декабря консерваторы получили на 47 мандатов и на 7% от общего числа мест в Палате Общин больше, а лейбористы на 59 мандатов и на 9% мест меньше - сейчас у них 203 мандата.  

Иными словами, чуть больше половины избирателей  высказалось за то, чтобы Британия оставалась островом, куда может доплыть не каждый, а не частью континента, куда совершают нашествия разные непонятные народы,. А также за то, чтобы на этом острове управляла местная бюрократия, поддающаяся контролю через понятные прямые выборы, а не брюссельские бюрократы, прячущиеся за откровенной имитацией парламентаризма. Их выбор уже никак не назвать скороспелым - тема Брекзита разобрана в деталях, со всеми плюсами и минусами, и времени на обдумывание было достаточно - целых три года.

Но голоса все равно остались разделены примерно пополам.

Надо сказать, что такое разделение голосов по принципиальным вопросам, с незначительным перевесом одной из сторон, становится уже мировым трендом. Это явный признак глубокого социального кризиса, конфликта старого и нового на точке перелома. Британских консерваторов ждут нелегкие времена по поиску компромиссов и урегулированию множества мелких проблем.  При этом будут активно разыгрываться национальные и религиозные факторы: тори обвиняют в исламофобии, а лейбористов - в антисемитизме, с чем, впрочем, согласны не все британские еврейские организации. Кроме того, лейбористы нарвались и на обвинения в антииндуизме в связи с осуждением индийского правительства за его действия в Кашмире.

А вот доклад британской разведки о связях тори с Россией  не ухудшил их результата. Сам доклад был запрещен к публикации до выборов, но Sunday Times сообщила, что в нем названы девять российских бизнесменов, которые давали деньги Консервативной партии. Очевидно, что британцы на голосовании руководствовались своими внутренними интересами, не смущаясь тем, что они совпали с интересами России. Россия же, безусловно, выиграет от Брекзита - он ослабит ЕС и уведет из европейского поля сильного игрока в лице Лондона. Это позволит Кремлю активнее действовать в Западной Европе. Ослабление ЕС отвечает и интересам США - Трамп уже поздравил Джонсона с победой, заявив, что после Брекзита страны смогут заключить "более выгодную торговую сделку".

Исторические параллели 80-летней давности здесь просто напрашиваются. Перед лицом сторонней угрозы США и Британия сплачиваются, дистанцируясь от склонной к соглашательству и капитуляции Европы. Следующим шагом, вероятно, станет зачистка российской агентуры в Британии, до неприличия там расплодившейся. На ЕС будет оказываться экономическое, в первую очередь, воздействие - в том числе и через санкции, ограничивающие российскую инфильтрацию на энергорынок Евросоюза. Это вызовет ужесточение противостояния интересов Москвы и Вашингтона в Европе.

Что касается Украины, то на нашем положении это может сказаться двояко. Мы могли бы усилить свои позиции в противостоянии с Россией, проявляя жесткую политическую волю к дальнейшему отдалению от Москвы. Но, вероятнее всего, Украина будет отнесена к числу потерянных территорий, отстаивать которые в ближайшее время бессмысленно. Следующим шагом станет положение буферного, между ЕС и Россией, государства под коллективным протекторатом Москвы и Брюсселя, но с сильным преобладанием влияния Москвы.