Юнкер устал. Почему Брюссель перекосило вправо
Рокировки на вершине европейского истеблишмента — а в том, что германское государство уже является неотъемлемой частью европейских институтов, уже можно не сомневаться — являются подготовкой к решающей схватке с внутренними и внешними антиевропейскими силами. Сначала мы видим, как немецкого социал-демократа Мартина Шульца во главе Европарламента меняют на итальянского правоцентриста Антонио Таяни, близкого к Сильвио Берлускони. Милый реверанс итальянским правым, которые, надо думать, вернутся к власти не позже июня 2018 г. (пока что досрочных выборов после отставки Маттео Ренци в декабре удалось избежать).
Это притом что действующее европейское правительство — Еврокомиссия — сформировано преимущественно правыми. По крайней мере, возглавляет его точно правоцентрист, выходец из Социал-христианской народной партии Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Таким образом, создается явный дисбаланс (если учесть, что председатель Европейского Совета Дональд Туск — еще один правый политик) в пользу правого центра, а ведь в Евросоюзе, по крайней мере на уровне Брюсселя, таких диспропорций не любят. А значит, происходит что-то незаурядное.
Далее мы наблюдаем, как с позиции "кронпринца" германской политики — лидера второй партии в "большой коалиции" центристов — кто-то аккуратно и одновременно убирает Зигмара Габриэля и Франка-Вальтера Штайнмайера. Здесь необходимо понимать, что Габриэль-то еще недавно намеревался вести эсдеков на выборы. Но внезапно объявил об отсутствии у него подобных амбиций. Таким образом, вторую партию ФРГ возглавил проверенный еврофил и русофоб Мартин Шульц. Что, заметим, за полгода до федеральных выборов обеспечивает еврооптимистам и более-менее явным недоброжелателям Владимира Владимировича примерно 50% мест в бундестаге. Ах, как болезненно для немецкого истеблишмента сознавать, что в ближайшие годы европейскую интеграцию и русофильство уже нельзя совместить!
Штайнмайеру, напомню, было сделано предложение, от которого нельзя отказаться — он сменил правого Иоахима Гаука в почетном, но маломощном качестве федерального президента. И теперь может почивать на лаврах хотя бы потому, что Минские соглашения будут (весьма вероятно) слиты не при нем, а при его преемнике, объединяющем пока этот пост с должностью вице-канцлера Зигмаре Габриэле.
Здесь надо сказать, что потенциально Габриэль — больший русофил, нежели Штайнмайер (любил он кататься на российские внешнеполитические и деловые форумы, пока Muttie не запретила), но ему и все шишки. По итогам выборов, между прочим, лидера второй партии в правительствах больших коалиций, которому и достается должность вице-канцлера, часто меняют. Равно как и министра иностранных дел. Но Габриэль не выходит за рамки, очерченные Меркель, разве что упорно тянет второй российский газопровод, но этот вопрос все-таки окончательно решится на выборах.
Если их каким-то чудом выиграет СДПГ, Меркель передаст штурвал в надежные руки, а если нет, все останется как есть.
Москва, кстати, уже готовится к битве — русских немцев, традиционно голосовавших за христианских демократов, пропагандистские рупоры и тайные агенты Кремля пытаются перетащить в лагерь "Альтернативы для Германии", причем с помощью маргинального движения "Единство", которым руководит открытый клиент России Дмитрий Ремпель.
Этим "Единством" Кремль теперь лупит по своей главной неприятельнице Меркель — данная организация вместе с засланными казачками российских телеканалов стояла за раскручиванием фейка об "изнасиловании девочки Лизы". Через интернет ведется массовая вербовка активистов для работы как на одну "приличную" партию, так и на вторую "неприличную" — давно известная схема на постсоветском пространстве, вряд ли знакомая немцам.
Однако, как видим, в Берлине все же не лыком шиты и заблаговременно готовят политические бастионы. Хотя, конечно, Меркель следовало бы быть пожестче и позакрывать посредством Федерального ведомства по охране конституции (BfV) и Федеральной разведслужбы (BND) весь этот сонм псевдорусских газет и сайтов, разлагающих мозги русских немцев советскими методами...
Наконец, любопытные заявления делает и сам президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Для начала он проинформировал общественность о том, что выдвигать свою кандидатуру на второй срок не станет. Хотя 62 года для политика совсем не возраст, его можно понять — ведь совершенно независимо от его собственных действий президентство Юнкера превратилось в настоящую катастрофу: Брекзит, провал трансокеанских торговых соглашений, разброд и шатание среди стран-членов, потеря Брюсселем репутации в глазах Восточной Европы.
Не исключено, что Юнкер уйдет даже раньше окончания пятилетнего срока, ведь в ноябре минуло лишь два года с того момента, как он сменил Жозе Мануэля Баррозу в президентском кресле. В противном случае зачем говорить об одном сроке уже сегодня — за три года до факта, кроме того, только к сентябрю станет ясно, сохранится ли ЕС в принципе?
Возможно, конечно, в брюссельских коридорах плетутся какие-то интриги, но вряд ли кто-то слишком страстно желает взвалить на себя ответственность за Европу именно сейчас, в дни паралича, спровоцированного эгоизмом (разве что это будет сама Меркель, но о побочном эффекте, а именно ослаблении Берлина, лучше и не думать).
Правда, в недавней речи Жан-Клода сквозит и обида. По его словам, британцы разваливают ЕС сепаратными переговорами, нельзя превращаться в посмешище, а самим Евросоюзом гордятся на других континентах больше, чем в Европе. Тем не менее Юнкер внезапно озаботился обороноспособностью ЕС, подчеркнув, что США расходуют 600 млрд евро на оборону, в то время как страны Союза — от 250 до 300 млрд и с эффективностью в 15% (надо думать, от американской эффективности).
Это неожиданно новые нотки. Они появились, похоже, в силу угроз США выйти из международных соглашений, и Юнкер, кроме жалоб, заговорил о том, что таким образом на планете появляется свободное пространство. Правда, это не помешало ему заявить, что "Европа не должна прогибаться" и увеличивать оборонные ассигнования в ответ на упреки главы Пентагона Джеймса Мэттиса. Выглядит шизофренично, но, по всей видимости, Юнкер всего лишь дал волю уязвленному европейскому самолюбию.
Таким образом, можно быть уверенным, что если проевропейский фронт в ЕС удержится, а США все-таки захлопнутся, то на статус глобального лидера станет претендовать не только Китай. И каковым бы ни было председательство Юнкера, отчетливо такой тезис был произнес именно этим люксембургским политиком. Нащупал ли ЕС дно и способен ли от него оторваться, а также разумными ли были германские рокировки, покажет 2017 г.