Не такие уж идиоты. Как французская экономика похвалила французов за Макрона
Неправда, что никто не смеет сказать своему народу правду. "Ну ты и придурок", — без обиняков говорит народу экономика, когда ее изумляет его волеизъявление на выборах. "А ты не такой идиот, каким кажешься", — ободряет она, когда обманывается в своих худших опасениях. И у нее есть для общения с народом специальный язык.
Нынешние выборы во Франции могут служить особо показательным примером. Потому что тут цена вопроса оказалась чересчур высокой.
Цифры в картинках
В понедельник 25 апреля во Франции главной утренней новостью было первое место Эммануэля Макрона в первом туре президентских выборов. А главной вечерней новостью стало то, что индекс CAC 40 подпрыгнул до высот, максимальных за девять лет.
CAC 40 (по-нашему читается "КАК 40") — это важнейший биржевой индекс Франции. Он подсчитывается уже 120 лет (с 1897 г.) и характеризует средневзвешенное по капитализации значение цен акций 40 крупнейших компаний на бирже Euronext Paris.
Конечно, не все французы четко представляют себе, что такое CAC 40, но этого от них и не требуется. Важно, что они слышали о нем и знают, что чем он выше, тем крепче стоит на ногах французская экономика. И вовсе не обязательно разбираться в значениях индекса, чтобы понять радостную весть: Франция наконец-то преодолела девятилетнюю яму экономического кризиса и вернулась на те позиции, на которых была в январе 2008-го. И да, это именно потому, что французы сделали лидером президентской гонки Макрона.
Вообще-то биржевые индексы придумывались для удобства биржевых игроков. Чтобы те, глядя на динамику индекса, могли судить о преобладающих тенденциях на фондовом рынке. Но оказалось, что цифры индексов легко перевести на язык, понятный всем слоям народа, — язык образов. Это могут быть картинки, созданные с помощью умнейших компьютеров, а могут быть словесные описания, вызывающие с помощью искусно построенных фраз те же картинки в воображении. Важно, что эти образы служат не банальному развлечению или удовлетворению любопытства. Они не просто фиксируют события, а оценивают и судят, побуждают и зазывают.
Вот как, к примеру, откликнулась на итоги первого тура Les Échos — единственная во Франции ежедневная газета, посвященная исключительно экономике и финансам. Она издается свыше ста лет — с 1908 г. Сейчас она выходит тиражом 130 тыс. экз. по цене 2,5 евро за 1 экз. Ее читателям не нужно объяснять, что такое CAC 40, поэтому для них нарисована картинка со множеством подробностей.
Больше всего эта картинка напоминает карту. Вот слева — экономический пик (с вершиной 1 июня 2007 г., когда CAC 40 достиг значения 6168), с которого Франция стремительно скатилась в 2008 г., толкаемая мировым финансовым кризисом. Вот справа после продолжительного глубокого провала — новый пик (с вершиной 27 апреля 2015 г., когда CAC 40 достиг значения 5269), на который Франция взобралась два года назад, но не смогла на нем удержаться. И вот еще правее — новое стремительное восхождение Франции, начавшееся в декабре прошлого года и превзошедшее после первого тура самые высокие достижения двухлетней давности.
Но это не просто карта, а путеводитель. В правом верхнем углу красной рамкой обозначена цель. Это зона значений индекса 5500–6000, которой можно достичь уже в ближайшие месяцы. В статье прямо указывается, что сильный подскок индекса, последовавший за первым туром президентских выборов, может генерировать круто восходящую вверх траекторию. То, что это возможно лишь в случае победы Макрона во втором туре, — само собой разумеется. А от зоны 5500–6000 останется совсем немного, чтобы превзойти самые высокие результаты, полученные в 2007 г.
Рекордный скачок
Впрочем, рисовать глобальные картины не обязательно. Не все мыслят масштабно. Не всех способна вдохновить высокая цель, маячащая вдалеке. Многие живут от сегодняшнего дня к новому сегодняшнему, не заглядывая в завтра. Для них достаточно создавать образ одного дня.
На языке CAC 40 это подъем или падение индекса в процентах сегодня по сравнению с предыдущим рабочим днем. Общая капитализация 40 крупнейших компаний — участниц CAC 40 составляет сейчас 1,53 трлн евро. Подъем или падение индекса на 1% означает, что французская экономика разбогатела или, наоборот, обеднела приблизительно на 15 млрд евро.
21 апреля, в пятницу перед первым туром, индекс замер на позиции 5049. В понедельник, обрадованный итогами голосования, он подскочил до 5269, или на 4,1%. Получается, что французы, выведя Макрона на первое место, обогатили свою экономику на 60 млрд евро.
На этом индекс не остановился. В течение двух недель после первого тура он поднимался все выше и 5 мая, в последний рабочий день перед вторым туром, достиг отметки 5432. Так фондовый рынок отреагировал на очевидный успех Макрона на теледебатах со своей конкуренткой. В целом за две недели CAC 40 добавил 7,4%, что означает прирост капитализации компаний-участниц почти на 110 млрд евро.
Понятно, что впереди еще второй тур, но в любом случае скачок 24 апреля, сразу после первого тура, поразителен. Подобных подскоков после первого тура во Франции не наблюдалось очень давно. На предыдущих четырех президентских выборах первый тур, наоборот, разочаровывал экономику.
В 1995 г. наилучший результат в первом туре показал социалист Лионель Жоспен, которому немного уступил мэр Парижа Жак Ширак. CAC 40 отреагировал на успех социалиста падением на 0,5%. В следующие дни индекс хаотично колебался, отражая всеобщую неуверенность. Зато после второго тура, когда победил Ширак, CAC 40 подскочил на 3,2%. В общем итоге полмесяца выборов (с первого тура по второй) привели к подъему индекса на 3,1%.
В 2002 г. лидерами первого тура оказались президент Ширак и предводитель ультраправого Национального фронта Жан-Мари Ле Пен, который смог обойти Жоспена, занимавшего с 1997 г. пост премьера. CAC 40 упал на 1% и в дальнейшем продолжил падение. Шок от успеха Ле Пена был настолько серьезным, что на победу Ширака во втором туре индекс откликнулся очень слабо, поднявшись всего лишь на 0,3%. А в целом за полмесяца выборов индекс упал на 5,2%. Вот что бывает, когда народ шокирует экономику.
В 2007 г. Ле Пен занял лишь четвертое место, а лидерами первого тура стали Николя Саркози и социалистка Сеголен Руаяль. Оба они воспринимались неоднозначно, и колебания индекса были не слишком большими. После первого тура CAC 40 снизился на 0,4%, но затем стал потихоньку расти, а после второго тура, принесшего победу Саркози, еще поднялся на 0,4%. В целом за полмесяца индекс вырос на 2,2%, что вполне типично для случаев, когда правый кандидат побеждает левого.
В 2012 г. вновь выросла угроза со стороны Национального фронта, во главе которого стала дочь Жан-Мари Ле Пена. В первом туре Марин Ле Пен заняла третье место, президент Саркози оказался вторым, а лидером гонки стал социалист Франсуа Олланд. Не удивительно, что CAC 40 упал на 2,8%. Но затем он проявил тенденцию к росту, а на победу Олланда во втором туре отреагировал подъемом на 1,7%. Общий эффект за полмесяца свелся к повышению индекса на не слишком заметные 0,8%.
В отличие от всех этих случаев, когда результаты первого тура, мягко говоря, не вдохновляли экономику, а то и вовсе вгоняли ее в панику, в 2017 г. после первого тура CAC 40 подал обществу очень четкий позитивный сигнал. Рекордный скачок индекса на 4,1% недвусмысленно показал французам, что президент Макрон экономику устраивает. И даже выход Марин Ле Пен во второй тур не вызвал большого страха. Похоже, индекс потому и подскочил столь высоко, что в победе Макрона над Ле Пен 7 мая мало кто сомневается.
Новейшая история Франции на языке CAC 40
Однако роль биржевого индекса не сводится к тому, чтобы сигнализировать о своей оценке политических событий постфактум, то есть после того, как они свершились. Реакция CAC 40 на президентские выборы — это лишь верхушка айсберга. В самом деле, информация о динамике индекса капает на мозги французов каждый рабочий день, а не только после голосования. И судя по всему, CAC 40 влиял на соотношение сил между кандидатами во время многих кампаний. В частности, он явно приложил руку к тому, чтобы на нынешних выборах Макрон имел наивысшие шансы на победу.
В начале апреля, за полмесяца до первого тура, любопытный анализ привела на своем сайте французская биржа Biotech. Она сравнила последние пять избирательных кампаний по динамике CAC 40 за двухлетние периоды, охватывающие 12 месяцев до второго тура и 12 месяцев после второго тура (вертикальная штриховая линия на рисунке обозначает второй тур). Каждый раз за 100% принималось значение индекса за год до второго тура.
И выяснилось, что 12-месячный отрезок перед нынешними выборами имеет заметно более благополучную динамику CAC 40 по сравнению с четырьмя предыдущими избирательными кампаниями. Позитивная динамика индекса наблюдалась только один раз из четырех, а остальные три раза она была негативной.
Так, в течение 12 месяцев до решающего голосования в 1995 г. индекс упал на 10,7% (синяя линия). Президентом в то время был социалист Франсуа Миттеран, и экономика показывала избирателям: пора отказываться от социалистической политики.
Тут стоит отметить, что Миттеран пробыл президентом две семилетние каденции, с 1981-го по 1995 г. Это самое продолжительное президентство за всю историю Франции. На годы правления Миттерана пришелся длительный период экономического подъема. В 1965–82 гг. CAC 40 колебался между 200 и 400, но с 1983 г. стал расти — сначала стремительно, затем медленнее — и 2 февраля 1994 г. достиг отметки 2356, увеличившись за 11 лет в шесть раз. Однако в последний год президентства Миттерана индекс падал. Тем самым экономика демонстрировала, что она пресытилась социализмом.
Французы в 1995 г. выбрали президентом Жака Ширака, но в 1997-м подарили победу на досрочных парламентских выборах социалистам. В результате пост премьера на пять лет занял социалист Лионель Жоспен. Экономика тем временем вновь переживала подъем. 4 сентября 2000 г. CAC 40 достиг отметки 6945 (тот результат до сих пор не превзойден, т.е. остается абсолютным максимумом). Однако затем начался период депрессии. В течение года до выборов-2002 (зеленая линия) индекс обвалился на 19,4%. Экономика таким образом вновь продемонстрировала свое неудовольствие. Стоит ли удивляться ослаблению позиций как Ширака, так и Жоспена и росту популярности Национального фронта (хотя последнее, конечно, не входило в намерения экономики).
С 2003 г. индекс вновь стал подниматься довольно высокими темпами, лишь иногда на несколько месяцев снижаясь. В частности, в течение года до выборов-2007 CAC 40 вырос на 12,5% (красная линия). Тем самым экономика резко ослабила шансы Национального фронта. Президентом стал Саркози, но на этом его удача окончилась. Вскоре разгорелся мировой финансовый кризис, и индекс обвалился.
В 2009–2010 гг. индекс частично восстановил утраченные позиции. Однако с весны 2011-го он снова стал демонстрировать негативную динамику. В течение 12 месяцев до выборов-2012 CAC 40 упал на 23,7% (желтая линия). Усредненная тенденция по всем этим четырем кампаниям (фиолетовая линия) заключается в падении индекса в течение 12 месяцев до выборов на 10,3%.
Нынешняя кампания отличается от предыдущих четырех заметно более оптимистичной динамикой CAC 40. За период с 6 мая 2016 г. по 4 апреля 2017 г. (черная линия, идущая выше всех остальных) индекс поднялся на 18,6%. Если учесть данные на 5 мая 2017 г., получим прирост индекса уже на 26,3%.
Кто знает, как легли бы карты на выборах в первом туре, если бы экономика не подсуетилась. Четыре конкурента (а какое-то время даже пять) шли ноздря в ноздрю. Борьба шла буквально за доли процента голосов. Покажи экономика не столь благополучную динамику — и глядишь, французское общество проявило бы больше восприимчивости к левым и ультраправым идеям, так же как и к пророссийской пропаганде, сулящей экономические выгоды от дружбы с Кремлем. И тогда Эммануэль Макрон вообще не вышел бы во второй тур.
Что осталось от индекса ПФТС
В Украине в 1996 г. была основана фондовая биржа ПФТС, а с 1 октября 1997 г. рассчитывается индекс ПФТС. Индексная корзина состоит из акций 20 эмитентов, представляющих разные отрасли экономики. Состав корзины формируется индексным комитетом ПФТС.
За 20-летнюю историю ПФТС было два довольно длительных отрезка времени, когда индекс ПФТС принимал значения выше 1000. Первый - перед приходом мирового финансового кризиса, с 14 июня 2007 г. по 25 марта 2008 г. Максимальное значение индекса было зафиксировано 15 января 2008 г. Оно составило 1208,61.
Второй такой отрезок длился с 6 января по 11 мая 2011 г., при этом самое высокое значение индекса было достигнуто 21 февраля и составило 1141,51.
Начина с 12 мая 2012 г., индекс ПФТС принимает значения меньше 500. Начиная с 15 апреля 2015 г. - меньше 400. Начиная с 6 октября 2015 г. - меньше 300. Влияние индекса на политическую жизнь Украины не просматривается.